Прости, деревня! Не нужна ты городским избирателям партий: Единая Россия, Новые люди, ЛДПР и тем, которые не ходят на выборы.
25 января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который призван реформировать систему местной власти. Он предусматривает: назначение глав органов местного самоуправления по представлению губернаторов, единолично отбирая кандидатов в мэры (в случае их избрания местными советами) и также самостоятельно отрешать их от должности; одноуровневую систему местного самоуправления, при которой управляющие органы более крупных образований поглотят более мелкие, что позволит, как минимум, вдвое сократить количество таких образований, и ряд других реформ, как:
— глава муниципального образования будет являться государственным региональным чиновником, напрямую подчиняясь губернатору;
— решения сходов граждан будут не обязательны, становясь рекомендательного характера, деградируя местное самоуправление в интересах властной вертикали;
— предполагается, что за счет территориального общественного самоуправления будут решаться все вопросы на низовом уровне (через ТОС), то есть все вопросы решая за счет жителей.
Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны.
Они предлагают с 2023 по 2028 год полностью переформатировать местное самоуправление (МСУ). Результатом станет обнуление этого уровня власти, а потом его фактическое упразднение. Ст. 12 неизменяемой главы 1 Конституции о самостоятельности МСУ де-факто отменят без референдума, на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут, а муниципальные и городские округа не будут административно-территориальными единицами субъектов РФ. Есть в законопроекте и политическая составляющая: на время переходного периода местные выборы разрешаются только в городах. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти», становится не более чем конституционной фразой.
Как указывают авторы документа, она должна соответствовать принципу единства системы публичной власти (юридически не формулируя, что это такое — публичная власть). Законопроект вызвал много споров, но депутаты фракций «Единая Россия», «Новые люди» и «ЛДПР» его поддержало: 294 «за» при 77 голосах «против» и двух воздержавшихся.
Депутат от КПРФ Олег Михайлов задавал вопрос, как будет работать местная власть в регионах, где между поселениями могут пролегать сотни километров. Крашенинников подчеркнул, что местные власти там сохранятся: они просто будут оптимизированы и выступят как представители единого органа самоуправления.
Депутат от «Справедливой России» усомнился, не противоречат ли новые нормы ст. 12 Конституции, которая прямо отделяет органы местного самоуправления от государственной власти. По мнению Крашенинникова, гражданам «абсолютно все равно, чья компетенция, кто какие решения принимает»; поэтому важно оптимизировать органы власти так, чтобы не оказалось, что они не могут реализовать собственные решения. Сохранение за органами местной власти неотъемлемых полномочий отвечает конституционной норме, заявил Крашенинников.
«Фактически у нас будет меньше самоуправления, чем 150 лет назад», — раскритиковала депутат вне фракций Оксана Дмитриева.
Депутат от КПРФ Ренат Сулейманов заявил, что авторы реформы «не понимают масштаба бедствия», которое повлечет принятие документа; по его оценке, в результате количество органов местного самоуправления сократится не в два, а как минимум в десять раз. «Фактически вы выдергиваете стержень саморегулирования», — добавил депутат Александр
Куринный.
«Этот законопроект, очевидно, будет оспорен и, возможно, даже успешно», — убежден Андрей Кузнецов, депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду». Выгодоприобретателем закона выступает региональная власть, и в результате ситуация на местах откатится на 30 лет назад, уверен парламентарий. Вместо представителей местного
самоуправления люди вынуждены будут обращаться к криминальным авторитетам или главам этнических сообществ. «Это один из важнейших законопроектов в этом созыве», — заявил Кузнецов, призвав всех коллег голосовать против этой инициативы.
Г.П. Камнев: Проблема на местном уровне — это хроническое недофинансирование. Дотации для местного самоуправления составляют 80-90%. Но это вопрос бюджетной политики.
Н.В. Коломейцев: В 2003 году вот также принимали законопроект, по которому уничтожили одну четверть сельских советов.
Хочу напомнить, что Франция составляет одну четверть от Красноярского края и имеет 36750 органов местного самоуправления, а Германия – более 30 тысяч.
Обостряется политическое положение на международной арене, а наша власть принимает, по сути, дестабилизирующий закон.
Консолидированная задолженность МСУ сегодня около трех триллионов рублей. Нужна другая схема распределения налогов, чтобы больше денег оставалось в муниципалитетах.
Для местного самоуправления ситуация наступит кризисная, разрушающая систему муниципальной власти, с посягательством на независимость органов МСУ — это, в принципе, всё равно что отрубить у дерева корни.