(Из Постановления СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ от 31 мая 1936 года пункт 8 «Поручить т. Кагановичу Л.М. в кратчайший срок построить ширококолейную соединительную ветку от станции Исакогорка до площадки строительства у Никольского устья (бывший Никольский монастырь).»
НКПС в 5-ти дневный срок представить предложения в СТО о сроке окончания и необходимых средствах.)
Газета «Правда Севера» 27 августа 1936 года писала:
В начале июня началось строительство железнодорожной ветки Исакогорка – устье Никольского русла протяжением около 50 километров почти одновременно с началом строительства рабочего посёлка. Эта ветка свяжет строительство крупнейшего в Союзе судостроительного завода с железнодорожной магистралью Севера. К 1 ноября, когда прекратится связь с Судостроем водным путём, по новой дороге должно открыться рабочее движение.
из газеты «Правда Севера» от 1 сентября 1936 года
Срок весьма жёсткий! Как же строители борются за это, чтобы сдать новою дорогу в эксплуатацию к установленному сроку?
Проходившее в августе 1936 года совещание руководителей строительства этой дороги в крайкоме ВКП(б) показало, что строительство идет медленно, график не выдерживается.
Как это было видно из выступлений начальника строительства дороги В. Хжаводского и парторга И.Бондарь, на строительстве недостаточно рабочих. Приморский и Исакогорский районы не выполняют данных им нарядов и не обеспечивают строительство рабочими. А организация «Экспортлес» послал на строительство в числе 650 рабочих около 200 человек, не способных к физическому труду, хотя у Экспортлеса есть около двух тысяч излишних рабочих.
Новостройка стала делом всего Северного края. Помогать новому строительству должны все районы, все краевые организации. На совещании отмечалось, что предприятие «Севлес», заключившее договор со строительством ветки на доставку шпал и мелкотоварника, срывает его выполнение, в то же время предприятие «Севлес» с запасом шпал продал Судострою Солзенский шпалозавод!
На совещании также выяснилось, что совершенно не оказывают помощи строительству ветки Крайторг, Крайздрав и другие организации. Крайторг обещал наладить торговлю на строительстве, но открыть сеть ларьков он никак не соберётся. Крайздрав не оказывает помощи в медицинском обслуживании рабочих.
Однако при всех этих недостатках строительство ветки можно вести гораздо быстрее. Основная причина – слабо используются механизмы. Из 4 экскаваторов работает только один. Причем и этот экскаватор вынимает в день не больше тысячи кубометров, и в то же время он мог бы увеличить производительность труда в два раза больше. В смену экскаватор работает не более 4 часов. В результате останавливается весь конвейер. Особенно большие простои вынуждены делать автомашины, отвозящие землю.
Фото из статьи «История гарнизона Васьково» автор Белый В.С
Инженерно – технические работники строительства ветки недостаточно руководят работой, не организуют стахановское движение. Здесь есть прекрасные кадровые рабочие, особенно выделяется комсомольско – молодежная бригада Шевченко, которая выполняет задание на 200-300 процентов. Понятно, что опыт этих стахановцев нужно было передавать другим рабочим и развёртывать социалистическое соревнование. Однако на строительстве этого нет. Культурно — массовая работа пока не налажена. Рабочие не имеют даже газет.
Руководителям строительства необходимо как можно быстрее устранить все эти недостатки, а краевые организации обязаны оказать строительству всемерную помощь. Пустить ветку в эксплуатацию нужно обязательно в установленный срок.
7 ноября 1936 года около 12 часов дня на 31-м километре, где встретились путеукладочные бригады со станции Исакогорка и Никольского устья, был забит последний костыль.
22 ноября 1936 года со станции Исакогорка в поселок Судострой (ныне Северодвинск) по железнодорожной ветке от Исакогорки до Никольского устья Северной Двины пришел первый поезд, состоящий из четырех вагонов. Путь возвели временный. Недоделки насыпи, водоотводные сооружения, постоянное жилье для железнодорожников, а главное, более тридцати мостов, включая 100-метровый через реку Лаю, достроили уже в 1938 году.
Первоначально железная дорога была грузовой, ее использовали, исключительно, чтобы доставить строительные материалы и заводское оборудование и полностью обеспечить строителей города всем необходимым. Регулярное пассажирское сообщение с Архангельском открылось только в конце 1938 года, в год рождения города Молотовска. Передвигаться по ней было небезопасно, особенно в межсезонье — из-за нестабильного грунта вагоны, а нередко и паровозы, сходили с рельс. С началом Великой Отечественной войны от основной рельсовой магистрали проложили ответвление к Молотовскому порту, по которому сплошным потоком пошли грузы военного назначения, доставленные морскими конвоями союзников. В постоянную эксплуатацию линию Исакогорка — Молотовск управление Северной железной дороги приняло в 1942 году.