История человеческой цивилизации начинается именно со строительства, а для страны об очередном заводе из 260 — и Совет Труда и Обороны принял постановление от 31 мая 1936 года №ОК-137сс о строительстве завода на севере нашей страны. Завод был обозначен как Архангельский судостроительный (позже, в начале строительства, как завод № 402, сейчас АО «ПО» «Севмаш»). Специально созданная 9марта 1936 года комиссия под руководством начальника «Проектверфи» Тимофея Васильевича Сафронова и главного инженера Владимира Полиевктовича Костенко (в состав комиссии входили также представители Главстройпрома НКТП СССР, Промстройпроекта, Управления Морских Сил, инженеры «Проектверфи» и работники архангельских организаций) обследовала с 16 по 30 марта устье реки Северной Двины, Летний и Зимний берега Двинского залива на протяжении пятидесяти километров и остановили свой выбор на площадке берега Никольского устья в районе древнего Николо-Корельского монастыря. 31 мая 1936 года результаты работы комиссии были одобрены Советом Труда и Обороны при Совнаркоме СССР и был утвержден проект промзадания на проектирование Архангельского судостроительного завода на выбранной площадке.
Началась напряженная работа генерального проектировщика и его субподрядчиков по разработке проектного задания на строительство завода. С этих дней и начался отсчет времени создания на Севере одного из крупнейших оборонных предприятий нашей страны. Постановление обязывало Севкрайисполком передать по акту площадку в районе Никольского устья Северной Двины Народному комиссариату тяжёлой промышленности, который должен был утвердить проектное задание и представить на утверждение Совету Труда и Обороны техпроект и смету не позже 1 октября 1937 года.
Картина проектирования и гражданского строительства города растянулась на десятилетия. Знакомясь с перечнем закрепленных жилых объектов за избирательными участками было видно, как появлялись и исчезали в первые годы строительства города дома, жилые районы, улицы, социальные объекты. Например, соц. городок на Яграх, на острове Угломень, на острове Никольский, деревня Параниха почти в центре города, Архангельский проспект от монастыря до проспекта Беломорский и многое другое.
Из книги И. КИРИЛКИНА, НАЧАЛЬНИКА АРХАНГЕЛЬСКОГО СУДОСТРОЯ, “БЕЛОМОРСКИЙ БОГАТЫРЬ” (СУДОСТРОЙ,1937) (Никольское устье, Апрель 1937 года.):
…ГОРОД КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЕЙ. Вместе с нашим заводом мы заложим в Никольском устье новый город кораблестроителей. У гигантского, культурного завода должен быть хороший, крепкий бытовой тыл. На многих наших стройках промышленное строительство сильно опережало городское, потом это отражалось на работе завода. На Судострое мы такой ошибки повторять не будем. Быстро двигая постройку цехов, мы, теми же скоростями будем строить город кораблестроителей.
Строительство города у нас будет выделено в особый участок.
Сейчас на острове Ягры десяток старых рыбацких избушек и все его население не превышает 50 человек. Через три года на Яграх вырастет наш новый город, по числу жителей больший, чем многие города Севера. Через Северную Двину мы перекинем красивый мост (Ягринский), первый мост на громадном протяжении этой реки. Новый город будет крупнейшим центром культуры на всем побережье Белого моря. Сюда будут приезжать из Москвы крупнейшие ученые, артисты и художники. Здесь будет работать много учебных заведений.
Дома нового города, его театры, клубы и больницы намечено построить с учетом последних достижений передовой заграничной и советской техники. Много зданий будет облицовано мрамором, лучшие скульптурные произведения предположено расставить на улицах.
Для озеленения города нам придется победить природу острова. Вместо тундровых низкорослых деревьев мы привьем на Яграх большие и красивые, какие еще не росли в этих местах.
Жителям города, строителям кораблей в новом городе предоставляются все удобства.
В домах будут ванные комнаты, постоянно с горячей водой.
Приготовление пищи, стирку белья, воспитание ребят будут делать особые учреждения. Женщины поэтому примут самое широкое участие в постройке кораблей.
Домашний быт полностью обслуживается электричеством.
На кухнях мы сделаем небольшие электрические плиты и холодильники.
Уборка комнат будет производиться электрическими пылесосами.
Труд хозяйки будет чистым и легким.
Наш город будет городом культурной жизни кораблестроителей…(на реализацию этого потребовалось 30 лет).
Это некоторые объекты, построенные по проекту непринятого первого генерального плана города, не долго просуществовали:
Особняк-коттедж Дата 23 января 1938
Продуктовый магазин № 11 на Яграх.: 1938 г. Из фонда СГКМ
Из книги В.А. ПЕТРУШИНА «НА БЕРЕГАХ ДВИНЫ И КУДЬМЫ» (Архангельск, 2004 год):
…ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА.
В первый год строительства был определен и генеральный проектировщик города, специалисты которого прибыли на площадку в сентябре 1936 года. Это было поручено Ленинградскому институту проектирования городов (Ленгипрогор»).
Комиссия «Ленгипрогора» работала по заданию завода и предложила к рассмотрению пять вариантов размещения города:
1-й – материковый, между Никольской протокой Северной Двины и рекой Кудьма;
2-й – на берегу Бычьей протоки (2-й участок и далее на восток), на безлесных торфяных болотах;
3-й – на острове Ягры;
4-й – комбинированный, на острове Ягры и на материке, но преимущественно на острове Ягры;
5-й – комбинированный, на Яграх и материке, но преимущественно на материке (практически этот вариант реализуется сегодня).
При рассмотрении вариантов планировки города 2, 4 и 5-й отпали и далее рассматривались 1-й – Кудемский и 3-й Ягринский. Ягринский вариант строительства города был вариантом, который предлагал И.Т. Кирилкин. Его прельщал рельеф острова, близость к морю, сосновый бор. Остров хорошо «вентилировался», что снижало количество комаров и гнуса. Площади под строительства города на Яграх предусматривались при формировании первой заявки завода, за этот вариант боролось руководство завода и готовилось к его защите.
Подготовка документации для рассмотрения в правительстве была поручена изыскателям, группе под руководством геолога Кольцова. Материалы были подготовлены профессионально и красочно; доводов, приведенных в пользу этого варианта, было достаточно. Сторонники Ягринского варианта решительно добивались его принятия.
Вместе с тем, как заявили потом оппоненты Ягринского варианта, материалы по Кудемскому варианту были умышленно подготовлены слабо, при разработке варианта города на острове не учтено было то, что при его осуществлении на Яграх невозможно было осуществить оборонительные мероприятия, обеспечивающие защиту завода и города при нападении противника с моря. С такими материалами завод и вышел в правительство 28 марта 1938 года.
По результатам рассмотрения «Ленгипрогор» был сориентирован на Кудемский вариант, а со сторонниками строительства города на Яграх будет все решено позже; наравне с другими обвинениями в их адрес И.Т. Кирилкин, В.А. Сапрыкин и даже геолог Кольцов были обвинены в антигосударственном подходе к строительству города.
К концу 1939 года уже четко просматривался порядок по отводу земель для строительства, и «Ленгипрогор» разработал генплан города по Кудемскому варианту.
Руководствуясь этим документом (эскизный проект), который был одобрен Строительством 203 НКВД, рассмотрен на президиуме Архангельского облисполкома и представлен в Наркомат коммунального хозяйства и Совнарком СССР. Стройка подготовила обстоятельную записку по отводу земель для строительства и инженерной подготовки будущих территорий застройки. Застройка должна была вестись в непосредственном продолжении существующей застройки, от бывшего рабочего поселка к юго-западу (в направлении рек Кудьмы и Заборихи) двумя очередями. Первая очередь уже осуществлялась, и в натуре просматривались улицы Северная (ныне Торцева), Беломорский проспект, Лесная и другие.
Согласно проекту предусматривался подъем территории будущего города рефулированием, выполнение которого должно было осуществляться с опережением начала работ по нулевому циклу на один год (необходимое время для осушки и осадки нарефулированной территории). В связи с этим отделом гидромеханизации Строительства 203 был разработан проект рефулирования территории и график намыва, начиная с 1940 года и заканчивая 1943-м.
Для рефулирования отдельных участков создавался карьер на реке Заборихе (озеро в микрорайоне Центральный) и карты для сброса воды.
Проект намыва площадей и календарный план намыва были одобрены техническим совещанием у главного инженера стройки 21 октября 1939 года….
Фото «Плана…» из фонда СГКМ
ГБУАО»ГААО» фонд 2063, опись 1, дело564 Стенограмма совещания 02.09.1939г. при облисполкоме по вопросу: «О генеральном плане строительства города Молотовска (Северодвинска)»
Тов. Шустин (председатель)
Вам предстоит сегодня ознакомиться с планом города Молотовска, на повестке совещания один вопрос.
Докладчики от Гипрогора – тов. Игнатьев и тов. Глазунов
«Гипрогор» — проектная организация, основанная в 1929–1930 годах в Москве на базе Бюро планировки городов НКВД РСФСР и акционерного общества «Проектгражданстрой».
Изначально называлась Государственный трест по планировке населённых мест и гражданскому проектированию НКВД РСФСР (Гипрогор). Руководил организацией начальник Главного управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР Д. И. Шейнис.
С 1931 года организация стала Государственным институтом съёмки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений НККХ РСФСР.
В 1940-е — 1950-е годы институтом были созданы проекты восстановления поселений, разрушенных во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Современное название — Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Расположен в Москве.
Тов. Игнатьев (Гипрогор):
Сообщаю о том, что перед рассмотрением проекта строительный проект рассматривался Наркоматом судостроительной промышленности и Наркоматом военно – морского флота и ими был одобрен.
Задачи проектирования города Молотовска вытекают из целого ряда положений и естественных и необходимых условий.
Прежде всего промышленность. Границы ее взяты из утвержденного проекта 2-м проектным государственным институтом. Вторая граница идет со стороны уже существующего железнодорожного сообщения со стороны Исакогорки, которая также взята по данным 2-го государственного проектного института. Далее река (Никольский проток) Северная Двина, которая омывает город Молотовск и является одной из линий связи Молотовска с Архангельском. Наконец, линии внешней связи, ведущие в последующем проектировании на Архангельск, выходят на существующую Кудемскую дорогу, и начато строительство вдоль реки Солза на соединение с Онежским трактом.
Молотовск мыслится в будущем как город, который является подпунктом Архангельского промышленного узла и в то же время городом, создающим в достаточной мере выгоды в своем развитии.
Таким образом, город рассчитан в первую очередь на 80000 и в перспективе на 150000 человек населения по данным полученным от проектной организации, согласованные с Госпланом.
Первоначально проектирование производилось на острове Ягры, а теперь на левом берегу в части основных положений этот проект остается незыблемым.
Город Молотовск располагается на площадке, которая по своим естественным условиям выдвигает ряд достаточно сложных задач по инженерному оборудованию. Город должен быть красивым, наиболее дешевым и удобным для более быстрого строительства с учетом санитарно — гигиенических условий и нормативов. Это первое.
Второе – площадка в своем строении ровная с соответствующей инженерной подготовкой. Для этого требуется разработать наиболее правильно сеть улиц и соответствующую застройку их.
В настоящее время застроена часть города – деревянная. Город имеет территорию для дальнейшего развития. Целый ряд кварталов расположен внутри очерченных границ и имеет развитие к юго-западу в сторону реки Кудьма, Белого моря и реки Забориха. Город развивается в непосредственной связи с существующей площадкой. Она будет оставаться неотъемлемой частью города. При этом условии наиболее удобно последующее развертывание строительства – канализации, водопровода и т.д.
Движение к юго-западной части, развивающееся вдоль фронта завода, наиболее удобно для размещения зданий, не удаляется от мест тяготения населения.
Для природных условий Молотовска характерно следующее: во-первых, возможность затопляемости при нагонных ветрах и при катастрофических условиях существующих уровней территории.
Территория, которая будет обслуживать город, является не затопляемой. В городе Молотовск развиты торфа. Они имеют наименьшую мощность в прибрежной части, лайдовой растут до 4 метров в сторону города.
Разница между искусственным и естественным основанием будет влиять на устройство фундаментов, с подсыпкой до 2-3 метров. По естественным условиям территория, расположенная к западу от существующего поселка, является наиболее удобной для освоения.
В проекте сохраняется существующий жилфонд почти полностью, за исключением 2-3 бараков. Это дает возможность оставить существующие улицы. Оформление существующих улиц таково, что может быть принято за основу для дальнейшего развития города. Основные проходные расположены вдоль завода.
Поездки на производство в городе Молотовск являются одним из крупных видов передвижения рабочих на производство. Перпендикулярно этим улицам предназначается сеть улиц для связи внутри города. В этом отношении мы можем свободно развивать сеть существующей широтной магистрали, чтобы придать городу более выразительность и обеспечить удобную связь внутри самого города.
О транспорте. Отдельные кварталы удалены от города, от проходной завода на 3-3,5 километра. Это делает необходимым иметь средства транспорта для передвижения трудящихся к месту работы. Возможны 2 вида транспорта – автобусный и комбинация двух видов транспорта – трамвай и автобус. Был сделан анализ передвижения пассажиров в часы наибольшего скопления их, то есть в часы пик и в обычное время, и на основе этого сделаны расчеты о потребности транспортных средств, капиталовложениях и эксплуатационных расходах. Исходя из этого получилось, что наиболее выгодным средством транспорта является трамвай.
При комбинированном виде транспорта потребуется иметь 45 трамвайных вагонов и 27 автобусов. Стоимость их выражается в 12,6 миллионов рублей. Передвижение посредством трамвая остается более выгодным, чем посредством автобусов, и разница составляет 700 тысяч рублей в год в пользу трамвая. Но так как уже существует автобусное движение, решено его не ликвидировать и выбран комбинированный вид транспорта – трамвай с автобусом. А в перспективе предусматриваем возможность наиболее комфортабельного вида транспорта – троллейбус, для этого требуется усовершенствованная одежда дорог.
Как построен план города Молотовска?
План исходит из позиций естественных условий местности, где, кроме условий строительства, большое значение имеют условия и озеленения. Лес расположен на Кудемской дороге.
Сама Кудемская дорога подходит почти к строительству, и её необходимо в перспективе оставить.
Архитектура города строится на следующих положениях:
В первую очередь, развивается существующая сеть улиц. Улицы идут перпендикулярно заводу, давая кратчайшее сообщение с местами жилья и производства. Как это вытекает из практики городов имеет сеть прямоугольных улиц и сеть диагональных. В северо-западной части расположены заводские улицы, которые имеют большое значение и связывают город наиболее удобно с производством. Остальные проходные обязывают к тому, чтобы связать эти основные точки и расположенные между ними здания, которые достаточно массивны по объему, с уличной сетью. Как в проектной, так и в отношении существующего города эта связь поддерживается.
Вторая перспектива: еще более увязать город с деревянным строительством. Сохраняются основные диагональные направления. Направление Кудемской дороги, так как здесь имеем ценный массив и связь с районами, должно быть сохранено и развиты наиболее удобные условия для строительства каменных домов по обеим сторонам. Это заставляет нас сохранить это направление в перспективе.
Сеть существующих улиц остается. Наиболее важной является Советская улица, где в настоящее время размещены здания театра и горсовета и где предполагается строительство других общественных зданий около театра. Выбор на эту улицу пал как на основную будущую артерию города, потому что она в удельном весе города занимает достаточно центральное положение и сейчас выявила свое лицо, как главная и проходная улица города, тем более, что там достаточно удобно размещается культурный центр и связываются окраинные части города с центром и отдельными сооружениями общественного значения.
Второй главной улицей города является Осоавиахимовская (Ломоносова) улица. После пересечения с Кудемской дороги она идет в том же направлении. Город движется к морю, к реке Кудьма. При сравнительно бедных ландшафтах в Молотовске, здесь открывается достаточно красивая перспектива города, который требуется архитектурно оформить.
Естественно, что город, стоящий у моря и реки, должен выйти к ним. Там, где это возможно, будут меридиальные улицы города – это существующие Беломорская улица, Арктическая (Ленина) улица с существующими застройками с одной стороны, вокзал.
Выбор центра города сделан так, чтобы иметь законченный ансамбль, как в первоочередном строительстве, так и на перспективу. Мы видим, что тут имеется ряд проектов. В ближайшее время мы сумеем создать такой ансамбль, который вполне соответствовал бы всем необходимым требованиям.
Центр города расположен между Арктической (Ленина) улицей, Кудемской дорогой и Советской улицей. С одной стороны этот центр оформляется строительством Дома Культуры с зрительным залом на 1 000 мест. Здание строится объемом около 60 тыс. кубатур, а с другой стороны — здания горсовета и здания общественных организаций. Далее будет строиться центральный дом печати, клуб, гостиница. Этот квартал предназначается для строительства специального ВТУЗа. Тут намечается демонстрационная площадь. Размер этой площади около 2,5 га. Такая площадь для города Молотовска будет уместна и обеспечит пропуск демонстрантов, а также эта площадь вполне достаточна, когда она живет своей обычной городской жизнью.
Зона разрыва между производством и жилищами принята на 105 метров, согласно установленным правилам госсанинспекции. С другой стороны оформляют город северный фронт и южный фронт города, каменные капитальные застройки.
К капитальным каменным застройкам, к строительству складов предполагается приступить уже в текущем году. Они займут Арктическую (Ленина) улицу, затем пойдут вдоль всего фронта завода. И, наконец, Кудемская дорога. Занимаем ряд кварталов вдоль этой дороги, где, в первую очередь, по условиям строительства возможно каменное строительство без фундаментов, строительство каменных зданий, во-вторых, эта магистраль связана с имеющими техназначение и получает достаточное подкрепление в формах архитектурного воздействия.
Деревянное строительство захватывает существующий поселок и еще забирает ряд кварталов, расположенных на Северной улице и развивается несколько к югу и имеет достаточный резерв, перспективу для того, чтобы удовлетворить нужды деревянного строительства в ближайшие годы согласно титульному списку, а также и в дальнейшем.
Общий удельный вес деревянной застройки вместе с индивидуальным строительством составляет около 25%, а в первоочередном строительстве удельный вес индивидуальной застройки будет иметь 50%. В индивидуальном строительстве в г. Молотовске ощущается большая необходимость, и индивидуальным застройщикам необходимо создать минимальные удобства по проведению мероприятий по предварительной разработке территории. Им отводится территория, и застройка будет приближена к существующему поселку и в то же время не будет мешать жизни города в дальнейшем.
Вторая часть расположена в юго-западной стороне города. Набережная моря и реки Кудьма может быть открыта и этим водным пространством и оформлена путем простейших средств. Уклон проходит на отметке 1,0, и нынешнюю скромную набережную можно оставить. Так или путем укрепительных работ сохранить контур реки. С другой стороны виден парк, который будет представлять вольную фантазию.
Больница рассчитана по повышенным нормам, располагается на Кудемской дороге около парка на наиболее пригодной для застройки территории, освобожденной от торфа.
Вот коротенько те основные позиции проекта.
Каменная застройка предполагается от 3 до 5 этажей, в большинстве 4 этажа. Деревянное строительство двухэтажное. Для каменной застройки разработаны специальные варианты кварталов. Преследуется цель максимальной плотности застройки и допускается плотность 520 — 530 чел. на 1 га площади при 4-х – 4,5 этажах. Это превышает плотность, разработанную 2 года назад на 33%. Я закончил.
Глазунов (Гипрогор):
Естественные отметки территории города не велики, но имеют место отметки погонного уровня значительными, что может приводить к затоплению территории. Поэтому повышение территории города является первоочередной задачей и соприкасается с задачей удаления атмосферных осадков через водоотвод возможен только за счет подъема территории, что приведет к довольно значительному объему работ, в подсыпке 13 – 14 миллионов кубометров. Водостоки предполагается построить подземные, при необеспечении постоянного смачивания водосточных сооружений они должны быть бетонными.
Часть города, которая будет расположена на территории, на которой располагались сфагновые торфа, будет иметь повышенный уровень грунтовых вод, что ограничит использование подвалов жилых построек. Дороги сделать с гравийным покрытием, заасфальтировать полностью.
Водоснабжение города осуществляется в основном от тех водозаборных сооружений, которые имеются на реке Солза.
Очистные сооружения обслуживают не только город, но и завод, и попутно к ним примыкает Кудемский водопровод, берущий воду из реки Кудьма, который является резервным водопроводом для города и завода, и, кроме того, сюда сбрасываются циркуляционные воды.
Канализация города представляет несколько больших сооружений.
Нами рассмотрено 2 варианта железнодорожного обслуживания города. С одной стороны в восточной части города, с другой вариант – станция в южной части города.
На первом этапе имеем заводскую ТЭЦ №1 и котельные (17). Теплом город обеспечивается только их комбинацией. Электроэнергией ТЭЦ №1 обеспечивает тольно завод.
Город второй очереди должен иметь ТЭЦ — 1 для населения в 150 тыс. чел. Теплоцентраль №2, которая намечается в северо-западной части города, позволит обеспечить город теплом полностью и избыток электроэнергии передавать в общий узел с Архангельском и Онегой. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 должны быть объединены и иметь одно руководство.
Представителям Гипрогора были заданы вопросы о: пожарном депо; газоубежищах в жилых домах; использовании Кудемской гряды и второй параллельной; илистых песках; озеленении на солончаках и этапах с использованием лугового, кустарникового, отдельных групп деревьев; плотине на реке Солза; водоводе от реки Кудьма; кладбище; ветровой защите; стадионе; физкультурной площадке в районе парка; яхтклубе; водной станции; местах отдыха на Солзе и Яграх; железнодорожных путях; ширинах улиц и внутридомовых проездов.
Из фонда СГКМ
Кронов Борис Клементьевич (Климентьевич) родился 31.01.1892; место рождения — Винницкая обл., м. Капайгород. Смерть: 05.01.1965, Москва.
Места службы из учетно-послужной картотеки: Архангельский судостроительный завод; Богословский алюминиевый комбинат. Закончил службу в 08.1943, инженер-полковник. В РККА с 08.1918.
Источники и доп. информация: учетно-послужная картотека (ЦАМО. Шкаф 105. Ящик 24).
Прохождение службы
дата | должность | подразделение/место службы | источник | |||||||||
03.04.1936 | нач. строительства Краматорского машиностроительного завода | Постановление ЦИК СССР от 03.04.1936 | ||||||||||
02.08.1938 | нач. Ягринского ИТЛ и строительства 203 | Ягринский ИТЛ и строительство 203 | Руководители системы ИТЛ (1923-1960) | |||||||||
17.09.1938 | нач. строительства № 203 и Ягринского лагеря НКВД | Ягринский ИТЛ и строительство 203 | Приказ НКВД СССР № 2147 от 17.09.1938. | |||||||||
17.09.1938 | зачислен в действующий резерв начальствующего состава пограничных и внутренних войск НКВД | Приказ НКВД СССР № 2147 от 17.09.1938. | ||||||||||
30.10.1941 | нач. Богословского ИТЛ и строительства алюминиевого завода | Богословский ИТЛ и строительство алюминиевого завода | Руководители системы ИТЛ (1923-1960) | |||||||||
28.11.1941 | нач. строительства НКВД № № 203, 94 и 178 | Указ Президиума ВС СССР от 28.11.1941 № 605/101 | ||||||||||
16.03.1942 | нач. Ягринского ИТЛ и строительства 203 | Ягринский ИТЛ и строительство 203 | Руководители системы ИТЛ (1923-1960) | |||||||||
27.07.1943 | нач. Богословского ИТЛ и строительства алюминиевого завода | Богословский ИТЛ и строительство алюминиевого завода | Руководители системы ИТЛ (1923-1960) | |||||||||
05.08.1944 | быв. нач. строительства | Ягринский ИТЛ и строительство 203 | Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1944 № 218/129 | |||||||||
дата | звание | источник | ||||||||||
02.08.1938 | интендант 1 ранга | Руководители системы ИТЛ (1923-1960) | ||||||||||
28.03.1939 | бригинженер | Приказ НКВД СССР № 639 от 28.03.1939 | ||||||||||
18.02.1943 | инженер-полковник | Приказ НКВД СССР № 442 от 18.02.1943 | ||||||||||
дата | награда | источник | ||||||||||
03.04.1936 | орден «Знак Почета» | Постановление ЦИК СССР от 03.04.1936 | ||||||||||
28.11.1941 | орден Трудового Красного Знамени | Указ Президиума ВС СССР от 28.11.1941 № 605/101 | ||||||||||
05.08.1944 | орден Трудового Красного Знамени | Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1944 № 218/129 | ||||||||||
03.11.1944 | орден Красной Звезды | Указ Президиума ВС СССР от 03.11.1944 № 219/177 | ||||||||||
Выступление Кронова (Начальник строительства 203): Строительство свои замечания внесло на совместном совещании с Оргкомитетом и райкомом партии. Мы внесли ряд поправок .
Во-первых, с точки зрения рассмотрения самой зоны вне города, учитывая, что у нас развивается одна неприятность – малярия. Здесь необходимо будет провести целый ряд мелиоративных работ.
Во-вторых, внесли ряд поправок в электрохозяйство. Сразу строить ТЭЦ не удастся. По экономике так получается, что, если строим большую котельную для удовлетворения потребностей города так казалось, что к ней надо пристроить турбину, чтобы работать на отборе пара. Но тогда для станции угроза и тогда мы должны в каждом доме строить отдельные так как ТЭЦ не успевает за темпами самих строек.
В этом году мы начинает разбег первой группы каменных домов городов. О принципах строительства говорили. Архитектурного оформления не видим. Видимо, Облисполкому и Обкому партии придется посмотреть отдельные дома с точки зрения архитектурного оформления, а также и улицы в целом. Но это еще не претензия.
Надо совершенно объективно сказать, что первый вариант, который разработал Гипрогор строительства города на острове Ягры, для нас не подошел. Строительство завода, что известно Облисполкому и Обкому партии категорически отказалось от строительства там города. Во-первых, оно замыкается на своем небольшом куске. Он имеет колбасообразную форму по длине 8 км. и ширине 1,5 км. Когда начали располагать вокзал и все, что полагается, оказалось что необходимо было убрать лес, т.е. вся красота острова Ягры пропадала, свободного леса осталось очень мало, и получался какой-то голый пятачок, никому не нужный.
Я не буду возвращаться к истории с островом Ягры, так как строительство там отменено.
Мы поручили сделать новый вариант, Кудемский вариант, который получил одобрение. На сегодняшний день ряд ответственных сооружений ведем. В своем решении мы напираем на проектный организации, чтобы мы могли максимум развивать подсобное хозяйство.
Принцип нашей застройки в первую голову все — подсобные хозяйства, коммуникации – водопровод, канализация, теплофикационное дело — в соответствии с генеральным планом застройки. Мы уже провели целый ряд мероприятий: канализационных, водопровод и так далее. Ряд кварталов уже пользуется канализацией. Одновременно будем развивать основные магистрали для того, чтобы можно было начинать очистные сооружения с расчетом полного удовлетворения населения первой группы.
Первый вариант разработан Гипрогором. Этот генеральный план мы подробно рассмотрели на техническом совете, на совещаниях рассматривали внимательно с точки зрения архитектуры, так как хочется, чтобы на севере был красивый город.
На совещании в Облисполкоме было сказано, что генеральный план застройки города Молотовска с точки зрения управления строительства удовлетворяет. Должен сказать, что товарищи из Ленинградского Гипрогора, которые работали над этим планам, отнеслись добросовестно к порученному делу. Правда, мы внесли ряд существенных поправок и замечаний к плану.
Моя просьба к Облисполкому: при рассмотрении плана в Наркомхозе обязать Гипрогор, в первую очередь, принять на себя проектирование города как с точки зрения архитектурной, так и рабочего проектирования и одновременно всех инженерных сооружений города.
Вторая просьба будет, которая выдвигается решением Молотовского Оргкомитета и Техническим Советом, вынесенным на совместном совещании, — просить соответствующие организации открыть в Молотовске филиал Ленинградского Гипрогора, по примеру второго Ленинградского проектного института, иначе тяжело будет увязывать ряд деталей, так все время люди будут на колесах. Поэтому для разрешения целого ряда технических вопросов на месте и увязке отдельных деталей необходимо открыть в городе Молотовске филиал Ленинградского Гипрогора.
Я думаю, что на первое время достаточно будет человек 20.
Второе выступление Кронова: Я дам несколько справок. Мне кажется, что городской инженер имел возможность познакомиться с проектом. Я этот вопрос ставил несколько раз. Было решение Обкома партии и Облисполкома, по которому обязаны были выделить три человека для участия в этом деле, но к нам никто не приезжал. Я посылал три раза повестку с просьбой приехать к нам посмотреть, помочь, но никто не явился. Мы проектировали 1,5 – 2 года, а теперь вы заявляете, что этот проект вам, как снег на голову. Мы не можем больше держать проект. В процессе проектирования сумеете внести свои замечания и коррективы. Ведь вы всегда в состоянии приехать из Архангельска в Молотовск. Наконец, есть Оргкомитет города Молотовска, который рассматривал проект и одобрил его. Там тоже есть достаточно сильные инженеры, которые понимают и в расчетах и планировке.
Я считаю, что нашу просьбу надо удовлетворить и никаких проволочек не должно быть.
Из фонда СГКМ
Игнатьев: проект должен рассматриваться специальной экспертизой Наркомхоза и утверждаться в Совнаркоме. В данном случае речь идет о том, что направить ли проект на специальную экспертизу и утвердить решение городских организаций и управления строительства.
Третье выступление Кронова:
Я не понимаю. Все материалы обоснованы, расчеты есть. Все подробно изложено Гипрогором. Я должен сказать, что на этот раз люди поработали на славу. У нас работали 5 или 6 комиссий рассматривали подробно.
Четвертое выступление Кронова:
Я не возражаю против такой постановки вопроса. Это правильно. Пусть еще раз посмотрят, может быть, еще замечания будут. Но я убедительно прошу, чтобы эти 3 дня не были умножены и не превратились бы в три недели.
Шустин:
Поручить комиссии проект рассмотреть с таким расчетом, что бы 7 сентября доложить президиуму Облисполкома. Нет возражений товарищи? НЕТ! Будем считать на этом наше совещание законченным.
ГБУАО»ГААО» фонд 2063, опись 1, дело565 Стенограмма совещания 07.09.1939г. при облисполкоме по вопросу: «О генеральном плане строительства города Молотовска (Северодвинска)»
Тов. Огарков (председатель облисполкома): Рассмотрение проекта планировки города Молотовска
Тов. Черно – Иванов (архитектор города): Комиссия достаточно серьёзно рассматривала проект планировки города Молотовска, составленный Гипрогором как в графической части, так и тестовой и считает, что проект можно рекомендовать областному исполнительному Комитету для согласования и дальнейшего направления на утверждение его.
Замечания (некоторые замечания можно считать спорными и не нашедшими места в применения при дальнейшей разработке генерального плана города):
- Недостаточно предусмотрено резервных площадей как для промышленности, так и для строительства жилья;
- Зелёная полоса должна опоясывать город со всех сторон;
- Не согласны с местом строительства второй ТЭЦ;
- Должны быть магистральные дороги с выходом к морю;
- Не предусмотрено место для захоронения животных;
- Больничный комплекс должен быть соединен с зелёной зоной и водой;
- Предусмотреть озеленение защитной зоны от промышленности высокоствольной древесной растительностью (тополь и рябину);
- Уточнить расчет необходимого подвижного состава трамвая с учетом плановой скорости и коэффициента использования. Снизить плотность сети с уменьшением числа коротких маршрутов;
- Выделить особо участки под гаражи для грузовых машин, располагая их в районе складов;
- Уличную сеть сбалансировать с трамвайными путями и особо выделить участки, где возможен пропуск железнодорожных вагонов;
- Считать необходимым выторфовывание под проезжую часть всех городских магистралей;
- Считать не правильной ориентировку строительства на гравийные дороги и шоссе ввиду затруднительной постройки в условиях Молотовска;
- Считать не рациональным устройство бетонных дворовых покрытий;
- Торцовые мостовые не следует делать вообще (так как они не дегазируются);
- Предусмотреть дренирование дорожного полотна улиц;
- Считать целесообразным устройство соединения станции Молотовск – город (по южному варианту) с существующей веткой на Солзу;
- Водный транспорт. Увеличить длину причальных линий и складской площади речного порта. Считать, размещение на острове Чаячий наиболее рациональным;
- Воздушный транспорт. Считать необязательным устройство аэродрома гражданской авиации в Молотовске из-за наличия в Архангельске;
- По энергетике. считать не целесообразным расположение ТЭЦ №2 города в непосредственной близости от ТЭЦ завода и рекомендовать расположить вблизи реки Кудьма с прокладкой железнодорожных путей для доставки топлива;
- Предусмотреть в планировке кварталов размещение трансформаторных пунктов;
- Отметить отсутствие водоохранных зон на реке Солза в месте водозабора;
- Пересмотреть технический проект станции второго подъёма и водоснабжения завода;
- Считать не допустимым выпуск очищенных сточных вод в устье реки Кудьма, так как они будут омывать берег, на котором расположен город и пляж и рассмотреть сброс в болото;
- Заглубление водостоков 1,0 – 1,75 метра малы, будут подвержены промерзанию;
- Сплошная подсыпка территории экономически мало эффективна;
- Система дренажной сети должна быть увязана с сетью водостоков;
- Средний уклон водосточных главных коллекторов считать возможным 0,0004 против 0,001 принятого на схеме;
- Ввиду высокого стояния грунтовых вод, рекомендуется применение свайных оснований, исключая местные грунты как естественные основания;
- Обратить внимание Строительства 203 на необходимость на разработку специального проекта пригородной зоны и освоения земель для индивидуального сельско- хозяйственного использования;
- Предложить Строительству через ОблЗО подготовить проект изъятия колхозных земель для нужд города и оформить это изъятие одновременно с утверждением генеральной схемы планировки города в СНК СССР.
Материалы должны быть дополнены результатами забивки пробных свай в пределах застраиваемых районов города. Вот и всё.
Проект Постановления вносится такой: — замечания экспертной комиссии и областного междуведомственного совещания по проекту города Молотовска утвердить. Проект планировки города Молотовска – Кудемский вариант с замечаниями экспертной комиссии одобрить. Просить Совнарком РСФСР внести проект планировки города Молотовск на утверждение Совнаркома СССР. Обязать Строительство 203 через ОблЗО выявить потребность в колхозных землях по Кудемскому варианту и поставить вопрос в Совнаркоме об отводе этих земель. При дельнейшей разработки проекта рассмотреть вопрос о рассредоточении базисных складов топлива, об использовании торфа, имеющихся в окрестностях Молотовска для энергетических целей.
Вопросы к комиссии: Тов. Протопопов (Строительство 203).- По регулированию и дноуглубительного судового хода от острова (Питер – где такой) до Молотовска. Для чего? – Ответ Там намечено 2 периода развития. По второму периоду развития 45% грузов пойдет водным путем, а тот путь который имеется сейчас неудовлетворительный.
Тов. Протопопов – По использованию торфов как топлива, обследовали окрестности и не видим экономической эффективности; Постановлением №45/с от 28 марта 1938 года указан целый ряд Наркоматов, которые должны проделать совершенно определенную работу в связи с постройкой здесь завода и города; разрабатывать проект на сельскохозяйственного использования земель в окрестностях города Постановлением Совнаркома записан Облисполкому. В остальном замечаний к экспертизе не имеется.
Тов. Игнатьев – О резервных территориях развития города при увеличение численности с 80 тыс. человек до 150 и увеличении нормы жилья с 4,5 м2 до 9 м2 на человека. Для основного строительства предусмотрено в юго-восточной части города.
Рост ТЭЦ – 2 и заводской предполагается за счет укрупнения.
Замечания по водному транспорту, сделанные строительством и экспертной комиссией Гипрогором принимаются с расположением порта на острове Чаячий; ТЭЦ для города и завода должен быть объединенным – это экономически выгодно по отношению складирования топлива и создания единой тепловой сети; по водоснабжению – водозаборные сооружения на Солзе построены и очистные сооружения в городе построены и утверждены в Москве и в проекте это факт существования.
О засоленность воды в реке Кудьма позволяет считать сброс очищенной канализационной воды безопасен для жизнедеятельности города, а сброс на территорию болот аналогичен сбросу в реку Кудьму, так как они связаны между собой.
Вопрос со свайными полями под домами вопрос открытым остался, так как на это индивидуально влияет уровень инженерных отместок, иловые и торфяные прослойки дренажа.
Покрытия улиц должно на отметке 2 над уровнем моря и булыжная дорога лучше гравийной, но гравийная может иметь битумизацию покрова.
Эти некоторые объекты, построенные по проекту второго генерального плана города:
Постройки 1940 года: Школа №7(ныне №8)
Городская баня (Лесная,25)
Из фонда СГКМ
С сайта Михаила Лощилова: Архангельский Север – люди и годы
Трудно поверить, но в том первом послевоенном году молотовчане уже думали и о плавательном бассейне, и о дачах.
В статье «Молотов — Молотовску» («СР», 6 марта 2005 г.) упоминалось, что по инициативе В.М. Молотова Председатель Совнаркома РСФСР А.Н.Косыгин в 1945 году утвердил постановление, одним из пунктов которого предписывалось приступить к рассмотрению проекта планировки города, определить объемы и сроки проектирования и строительства. В осуществление постановления Ленинградское отделение института Гипрогор сразу же занялось разработкой уже второго (первый рассматривался в 1938 — 1939 годах) генерального плана Молотовска. Проектные работы завершились выходом 26 июля 1947 года Постановления Совета Министров РСФСР.
Однако содержание этого документа вряд ли удовлетворило бы жителей города, если бы восемью месяцами ранее (30 ноября 1946 года) в Молотовском горисполкоме не состоялось расширенное совещание, посвященное обсуждению предварительного проекта генплана. Докладчиками на совещании являлись представители Гипрогора: автор проекта архитектор А. Синявер и главный инженер проекта Я. Заборин. А участниками совещания были председатель горисполкома Л. Попов, секретарь горкома ВКП(б) И. Плюснин, депутаты горсовета, члены горкома партии, руководители предприятий и строек, представители общественных организаций, журналисты газеты «Сталинец».
Протокол этого совещания по сей день хранится в областном архиве, что позволяет узнать, насколько требовательны были к проектировщикам молотовчане. Перечень их вопросов оказался широк. Каким будет послевоенный Молотовск? Удобно ли в нём станет жить горожанам? Появятся ли у них возможности заниматься спортом? Смогут ли они и их дети провести лето в пригородных домах отдыха, пионерских лагерях и на дачах? Где будут строиться эти объекты? Где разместится рынок?
Далеко не все ответы устроили интересовавшихся. Замечания и поправки были внесены в итоговый документ совещания. В нем говорилось:
«Представленный Ленинградским отделением Гипрогора генеральный план города Молотовска считать согласованным. При дальнейшем проектировании учесть следующие замечания:
- Считать необходимым по планировочным соображениям ось здания заводоуправления запроектировать по новой оси Арктической (Ленина) улицы.
- Предусмотреть размещение водной станции на побережье острова Чаячий.
- Предусмотреть организацию рынка в непосредственной близости от вокзала.
- Предусмотреть необходимость постройки высоковольтной ЛЭП Архангельск — Молотовск.
- При составлении детального проекта планировки предусмотреть расположение общественных уборных.
- При составлении проекта пригородной зоны для размещения домов отдыха, пионерлагерей и дач предусмотреть участки: в районе железнодорожной станции Рикасиха, на базе существующих озер, в районе устья реки Солза, а также по шоссейной дороге Молотовск — Рикасиха с учетом ее прокладки через Онежский тракт.
- Считать необходимым строительство Дома Советов, осуществить не позднее 1949-1950 годов.
- При проектировании здания спортивного клуба предусмотреть в его комплексе плавательный бассейн закрытого типа.
- При составлении детального проекта планировки участков учесть необходимость размещения специальных зданий городской библиотеки, Госбанка, Дома печати, Дома пионеров.
- Считать необходимым при удовлетворении новых заявлений на индивидуальное строительство отвод участков производить в размере в среднем 600 квадратных метров на усадьбу.
- По смете размещения строительства 1947 — 1948 годов… включить строительство хлебозавода, холодильника, бани, поликлиники, спортзала.
Спустя неделю (6 декабря) Архангельский облисполком принял постановление «О генеральном плане города Молотовска«, первым пунктом которого решил считать согласованными этот документ, замечания к нему и схему строительства на 1947- 1948 годы.
А второй пункт гласил:
«Запретить областному управлению лесов местного значения производить вырубку леса и обеспечить его сохранность в зоне 30 километров вокруг города Молотовска, разрешив Молотовскому горисполкому размещать в указанной зоне строительство домов отдыха, дач и индивидуального усадебного строительства и питомника лесонасаждений».
В заключение следует заметить, что, видимо, не всё из запроектированного удалось сделать и не всегда в запланированные сроки. Тем не менее значение принятого в 1947 году генплана велико: он предопределил развитие города на десятилетия. А в том, что в итоге его реализации Северодвинск стал красивейшим городом области, заслуга и горожан, в том числе тех, кто участвовал 30 ноября 1946 года в упомянутом совещании. В своих замыслах они оказались впереди многих, думая, например, о будущем дачном строительстве.
Ибо первое постановление ЦК ВКП(б) и Совмина СССР о коллективном садоводстве и огородничестве было принято только в 1949 году. И хотя внесшими пункт о дачах в 46-м цель их строительства, скорее всего, виделась несколько иной, чем ныне (по примеру уже тогда существовавших дачных посёлков под Москвой и Ленинградом, предназначенных лишь для отдыха), это обстоятельство ничуть не умаляет ни важности данного замечания к генплану, ни смелости замыслов молотовчан.
Это некоторые результаты третьего генерального плана города:
Школа №7
Из фонда СГКМ
Проектирование и гражданское строительство продолжаются…
Это трудно сказать результаты какого по счету генерального плана города !!!