Молотовск в условиях ЛЕНД – ЛИЗА

Из статьи Олега Химаныча «Новый порт-боец Молотовск: рожденный ленд-лизом» 

Изначально строить в Молотовске морской военный, а тем более торговый (гражданский) порт, не предполагалось – в том не было необходимости. Местному заводу № 402 и жилому поселку отводилась специфическая роль центра военного кораблестроения на Севере.

Уже в первые недели войны стало очевидно: фашисты и финны стремятся перерезать Кировскую железную дорогу. В этом случае сухопутное сообщение с Мурманском прервалось бы. Из этих опасений советское правительство и нарком ВМФ решили, что основными получателями помощи от наших союзников станут Архангельск и Молотовск, которые имели выход на железную дорогу, ведущую в центр страны. Правда, имелся и существенный недостаток, с которым пришлось считаться, – зимой оба порта не могли работать без помощи ледоколов.

ru.wikipedia.org›Арктические конвои

7 сентября 1941 года, то есть уже на следующий день после сообщения Уинстона Черчилля о переводе британских поставок для СССР на условия ленд-лиза, Иосиф Сталин распорядился срочно реконструировать порт Архангельска и 15 октября назначил И. Д. Папанина уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозкам на Севере.

Спустя еще 20 дней Комитет утвердил специальное постановление, чтобы «увеличить пропускную способность и улучшить работу всего Архангельского транспортного узла».

В те же осенние дни 1941 года в Архангельске и Молотовске появился представитель ГКО И. Д. Папанин, возведенный к этому времени в ранг контр-адмирала. Это был не первый приезд Ивана Дмитриевича в качестве специального представителя. В феврале 1940 года, в период Советско-финляндской войны Папанин направлялся Политбюро ВКП(б) и лично И. В. Сталиным в Архангельск, чтобы организовать стабильные поставки военной техники из местного порта в Мурманск судами Северного морского пароходства.

Уже с приходом самых первых судов от наших союзников выяснилось, что пропускная способность грузовых районов Архангельского порта (Бакарица и Экономия) всерьез ограничена. Из-за срочной мобилизации части судов и плавсредств грузовые районы располагали всего двумя плавучими кранами грузоподъемностью 50 и 25 тонн и шестью автомобилями, а потому могли одновременно принимать не более пяти судов с осадкой до 18 футов (8,54 метра).

К тому же причалы оказались не приспособленными для выгрузки тяжеловесов – танков, локомотивов, катеров. Иную технику приходилось сгружать с транспорта на автомашины и несколько километров везти к железнодорожной станции, чтобы затем уже грузить в вагоны.

В результате все той же мобилизации с кадрами в порту Архангельска тоже сложилась исключительно тяжелая обстановка – не хватало опытных специалистов. Производительность труда на причалах, как и состояние дисциплины, были ужасающими. Требовалось не только срочно реконструировать портовое хозяйство, но еще и изыскать дополнительные технические мощности и людские ресурсы.

К осени 1941 года в Архангельске уже действовала дипломатическая миссия союзников. Ее представители, сразу побывавшие в местном порту и Молотовске, укрепились во мнении, что «принимать крупные конвои Советскому Союзу не по силам».

А еще тех, кто думал о наступающей зиме, тревожили особенности гидрологии Белого моря. По среднестатистическим наблюдениям, толщина льда на морских подходах в районе Мудъюга не превышала 60 сантиметров, не наблюдалось здесь и сильного торошения, и потому двести дней считались нормальной навигацией – без привлечения ледокольных сил.

Однако год на год не приходится, и зима 1941/1942 года, по долгосрочным прогнозам, обещала быть жестокой, когда лед на том же Березовом баре мог промерзнуть едва ли не до дна, а рукава двинского устья, между тем, тоже не отличались большими глубинами. В этом смысле у Молотовска имелось преимущество – по гидрологическим показателям его будущий порт больше подходил для круглогодичной навигации.

tc.edu.severodvinsk.ru

К идее  создания в Молотовске морского порта обратились, лишь когда началась Великая Отечественная, и сооружать его начали в конце 1941 года на территории и акватории, принадлежавших заводу №402. Первое управление порта, официально открытое по постановлению ГКО от 9 ноября 1941 года, сначала размещалось в одном из заводских зданий под вывеской Агентства Архморпорта.

Единственный и существенный недостаток заключался в том, что Молотовский порт предстояло строить практически с нуля. До 14 ноября 1941 года он находился в статусе грузового участка Архангельского порта. Затем в соответствии с постановлением ГКО приступили к организации самостоятельного морского торгового порта. Первым начальником приказом от того же дня назначили Н. Т. Грищенко.

Создание объектов поручили Строительству № 203 НКВД, которое с началом войны полностью прекратило свои работы на заводе № 402. Проект основных портовых сооружений разрабатывали местные инженеры из того же управления. И хотя внушительное число заключенных Ягринлага вместе с техникой перебрасывалось из Молотовска на Урал возводить электростанцию на реке Чусовой, недостатка в рабочей силе не наблюдалось – ГУЛАГ беспрерывно поставлял в Молотовск все новые и новые «трудовые ресурсы», в том числе и специалистов высокой квалификации.

Основные объекты морского порта: причалы, грузовые площадки и склады, автомобильные подъезды и 11,5 км железнодорожных путей, стационарные нефтебазу и базу угольную, служебные и жилые помещения прокладывали и возводили главным образом заключенные.

Порт оснастили восьмью портальными кранами, четырьмя железнодорожными кранами, двумя плавкранами.

Для строителей же Молотовского порта первостепенной задачей считалось возведение новых деревянных причалов. Общая их протяженность составляла 370 метров. Работы по забивке девятнадцатиметровых свай в основание причала велись в сложных условиях морозной зимы. По справке главного инженера Строительства № 203, только на первом двадцатипятиметровом участке потребовалось 30 копров и 180 сваебоев.

На возведение объекта, включая его верхнее строение, потребовалось 10 тысяч кубометров леса. Работали здесь семь тысяч рабочих, включая 680 плотников. С заданием они справились за 23 дня.

Одновременно на акватории Молотовска черпаково-рефулерный земснаряд «Карская» по личному распоряжению Уполномоченного ГКО И. Д. Папанина провел работы, углубляя подходы к угольным причалам.

Первое время остро не хватало причальных стенок, и часть транспортов, прибывших в Молотовск, пришлось разгружать в зоне завода № 402. Для этого воспользовались шпунтовой перемычкой, уже сооруженной строителями для ограждения котлована, в котором планировалось построить пути слипа. Перемычку расширили установкой дополнительных ряжей, а по ее верхнему настилу проложили рельсы нормальной железнодорожной колеи, к которой подвели автомобильные и гужевые подъезды. Так, образовался 170-метровый причал № 3, причем с крановым хозяйством, готовым принимать железнодорожные составы.

Следом за английским (примерно через месяц) в Молотовске появилось и отделение американской миссии. Размещалось оно по адресу: Парковая, 13.

Связь дипломатов между Молотовском и Архангельском осуществлялась по телефону. Когда срочно требовалось присутствие того или иного представителя, они добирались до областного центра катером по реке, а зимой по льду на аэросанях.

В первый год войны Молотовский порт сумел принять и обработать 36 202 тонны сухих импортных грузов и 7410 тонн наливных. Тогда же началась отгрузка экспортных грузов на транспорты союзников: калийная соль, хромовая руда, апатиты, магнезит, асбест. За рубеж из СССР отправлялись и пиломатериалы, которые доставлялись по железной дороге из Онеги. Последних, к слову, было немало, и для их складирования в порту отвели специальное место.

Молотовск начал принимать первые суда союзных караванов с грузами уже в декабре первого года войны когда его порт продолжал строиться. Ими стали иностранные пароходы (сухогрузы и танкеры) из конвоев PQ-3, РQ-4 и РQ-6. На первую военную зиму в порту Молотовска осталась группа транспортов, в том числе девять иностранных.

По данным Министерства морского флота СССР, через Архангельский порт за годы войны прошло 2 миллиона тонн импортных и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. Около 1 миллиона тонн из них, преимущественно импортных грузов, пришлось на долю Молотовского порта. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза. Местные портовики обработали около 200 судов и 60 тысяч железнодорожных вагонов.

 

Город и порт

 

До середины 1938 г. строительство велось Наркоматом тяжелой промышленности, а затем выделившимся из него Наркоматом оборонной промышленности СССР, создавшими с этой целый специальную строительную организацию «Архсудострой» (начальник И.Т. Кирилкин, технический директор Л.Х. Копп, главный инженер В.А. Сапрыкин). К декабрю 1937г. в составе «Архсудостроя» работало 15532 человека.

C 1 августа 1938 г. стройка перешла в ведение Наркомата внутренних дел. Все работы производились исключительно силами Управления Строительства № 203 НКВД СССР с использованием труда заключенных созданного тогда же Ягринского исправительного трудового лагеря (Ягринлага), входившего в систему ГУЛАГа НКВД. Осенью-зимой 1939г. на стройплощадке насчитывалось до 28 тысяч заключенных, а к началу войны их число достигало 40 тысяч.

Война прервала строительство завода, которому был присвоен номер 402 (первый директор К.С.Красильников, второй С.Н. Задорожный). Из общей стоимости постройки, утвержденной в 1940г в огромной сумме 1 млрд. 590 мил. 948 тыс. рублей (в ценах 1936 года), к тому времени было освоено 845 миллионов рублей. Во временную эксплуатацию были введены только основания наливных строительных доков, корпусный цех, часть большого механического цеха, инструментальный и ремонтно-механические цехи, деревообделочный цех и цех покрытий. Все они были не дооборудованы, не доукомплектованы штатным станочным парком, не имели центрального отопления и испытывали нехватку в снабжении электроэнергией.

На 1 января 1941 г. в городе было 276 домов (для сравнения в Архангельске было 8876 домов – в простонародье называли «большая деревня») и проживало 25 тысяч человек, общее число рабочих завода составляло 9437 человек, в том числе инженерно-технических работников 380 человек.

Свыше 14 тысяч молотовчан ушли на фронт,

 

из Президентской библиотеки

Хотя Архангельск, так же, как и Молотовск, не мог существовать без централизованных поставок продовольствия, но этот город с 360-ти летней историей обладал довольно развитым коммунальным хозяйством и торговой сетью. Многие его жители имели устойчивые связи с сельскими районами области, с пригородными колхозами и совхозами. Ничего этого не было в возникшем всего несколько лет тому назад Молотовске, который, вообще говоря, только условно мог быть назван городом. В нем отсутствовал рынок, не работали бытовые учреждения и мастерские. Несколько продовольственных и промтоварных магазинов пустовали. Полуголодные и без того продовольственные фонды обеспечивались лишь на 35-50%. Тысячи горожан болели цингой, страдали от дистрофии. В столовых завода № 402 одноразовое питание осуществлялись преимущественно блюдами из крупы, муки и капустного листа. Неработающие члены семей жителей города с 1 сентября 1942г. не получали по карточкам ни мяса, ни масла, ни сахара. Только в мае-апреле 1942г. число заводских работников, заболевших цингой, составило 1068 человек (16% от наличного штата завода). Очень плохо обстояло дело и с питанием портовиков.

В декабре 1942 г. остановились лишенные подвоза дров районные котельные дававшие тепло в жилые дома. Заморозилось центральное отопление. Люди в квартирах обогревались примитивными железными печками — буржуйками, с дымоходными трубами, выведенными через окна. Запас угля на ТЭЦ временами сокращался до З-х часов. Электричество в город подавалось на 2 часа в сутки.

Смертность жителей Молотовска и Архангельска, в том числе среди портовиков и, особенно грузчиков, достигла высокого уровня. По данным медсанчасти Архангельского порта (в который организационно входил и Молотовский порт), в 1942г. умерло 260 портовиков, из них 204 грузчика. Причиной смерти 172-х из них, которая произошла на участке Архморпорта Бакарица, указывалось то, что все они в декабре 1942 г. прибыли из Молотовска, где «тяжелые бытовые условия… Они ели все, что попадало под руку, — фасоль, муку, яичный порошок» (явно из грузов продовольствия в порту). В навигацию 1942г. руководство Молотовского порта делало попытки самостоятельно улучшить питание груз­чиков, используя для этого часть импортных мясных консервов, проходивших через порт, но они решительно пресекались контролирующими органами.

Власти города (секретари горкома партии И.А. Плюснин и М.И. Попов) и дирекция завода № 402 (С.А. Боголюбов) предприняли ряд энергичных мер для исправления создавшегося положения, приближавшегося к катастрофическому. На плачевное состояние работников «первого в области по величине и крупнейшего судостроительного завода Союза, обеспечивающего своей работой ремонт и поддержание военного флота и иностранных кораблей, доставляющих продукты и вооружение Союзу»,  а также жителей Молотовска было обращено внимание А.И. Микояна. При этом следует иметь в виду, что завод №402 являлся, по современной терминологии, градообразующим предприятием. Его работники и их семьи исторически составляли большую часть населения Молотовска. Поэтому от положительного решения поставленных перед А.И. Микояном проблем во многом зависела судьба города и его жителей.

Вскоре правительством были приняты меры, позволившие переломить критическую ситуацию. Для портовиков, непосредственно занятых на погрузочно-разгрузочных работах, и для работников завода № 402, занимавшихся судоремонтом, были выделены тысячи ежедневных дополнительных продовольственных пайков. По указанию А.И. Микояна в Архангельске и Молотовске еще с конца 1941г. для грузчиков, непосредственно занятых на обработке иностранных судов, были установлены повышенные нормы питания, охватывавшие все виды продовольственного снабжения, начиная с 800 граммов хлеба в день, но обеспечи­вались они далеко не полностью из-за сокращения поставок продовольствия на Север. Тем не менее, для того, чтобы поддерживать физическое состояние грузчиков и распространить эти нормы, а также дополнительное питание на время между приходом судов в порт, потребовалось личное указание А.И. Микояна местным органам власти, последовавшее после ходатайства И.Д. Папанина. В феврале 1943г. наконец-то было разрешено использовать часть импортных продуктов для дополнительного питания ведущих профессий портовиков.

Существенное улучшение централизованного снабжения Молотовска продовольствием произошло после выделения Госпланом СССР необходимых для этого фондов отдельной статьей в плане. А спустя некоторое время на работников завода № 402 был распространен ряд льгот Крайнего Севера.

Все эти решения несколько улучшили положение жителей города. Они свидетельствовали также о понимании правительством той важной роли, которую стал играть Молотовск как порт ленд-лиза, судоремонтная база и база ледокольного флота.

На месте тоже изыскивали всевозможные способы получения продовольствия для населения. Начало развиваться подсобное хозяйство, всячески поощрялось огородничество. Была налажена связь с сельскими районами области по обмену промышленных товаров на сельскохозяйственную продукцию. Летом и осенью организовали массовый сбор грибов и ягод. За право постановки к причалам траулеры Архангельского тралфлота были обязаны сдавать часть своего улова городу.

Предпринимались и меры по улучшению бытовых условий в общежитиях-бараках порта. В них устраивались отдельные помещения на 4 человека. К апрелю 1943г. под эту «вагонную систему» были переделаны несколько бараков для 1590 человек. В феврале 1943г. удалось восстановить центральное отопление. На заготовке дров для котельных и подвозке их с лесобиржи по специально проложенной узкоколейной железной дороге работало практически все трудоспособное население города.

В общежитиях завода № 402 и порта были открыты особые медицинские комнаты для дистрофиков (по местному – «доходяг»), организовано для них усиленное питание. К лету 1943г. было покончено с дистрофией, удалось справиться и с цингой благодаря широкому применению хвойного настоя.

Широкое распространение получила практика награждения отличившихся портовиков предметами ширпотреба из поставок: часами, кожаными куртками и пальто, отрезами материи, а также денежными премиями.

Моральный дух портовиков, переведенных согласно Указу Верховного Совета СССР от 9 мая 1943г. на военное положение, поддерживался митингами перед началом крупных работ, на которых нередко с зажигательными речами выступал И.Д. Папанин и зачитывались обращения А.И. Микояна.

В апреле 1943 года заместитель Главы Правительства СССР А.И. Микоян из резервного фонда страны выделил 22000 талонов на питание, промышленные товары, текстиль, драп… Дополнительные талоны использовались в качестве поощрения за выполнение и перевыполнение производственных заданий.

Весной 1943 года в Молотовске были выделены земли для индивидуального огородничества, закуплены семена картофеля. Организовано тепличное хозяйство в пригородном заводском совхозе и на теплотрассе у цехов. Во всех возможных местах на заводе были оборудованы парники для выращивания лука. В городе и на заводе были открыты 21 столовая, заводские магазины

Задачи по обеспечению жителей города товарами первой необходимости также решали артели города. В августе 1941 года была создана артель «Искра», в мастерских которой работали более 80 человек. Товары народного потребления производились также Молотовским промкомбинатом, лесокомбинатом, артелью инвалидов.

Городскими предприятиями местной промышленности в военные годы был освоен выпуск спичек, гуталина, варка мыла, производство канцелярских скрепок, школьных линеек, мягких игрушек, циферблатов часов, бельевого трикотажа, древесной шерсти, лыжных заготовок…

Из газеты «Сталинец» от 30.06.1942 № 76 «Производство гуталина». Артель «Искра» приступила к производству гуталина желтого и черного цветов. К 11 июня выпущено 36 кг гуталина. Новое производство не требует больших затрат. На варке гуталина задействован 1 человек: комсомолка Гундерина. Стоимость гуталина 28 р/кг».

Из газеты «Сталинец» от 03.03.1943 №26 «В горпромкомбинате сделаны пробные работы по производству спичек. В качестве сырья используются отходы фанеры, получаемые лесокомбинатом. Из фосфора, бертолетовой соли и сурика приготавливается смесь; в которую окунаются головки спичек. Проводятся опыты по замене сурика тертым кирпичом».

Из газеты «Сталинец» от 08.05.1942 № 108 «В ближайшие дни начинает действовать мыловаренный завод пищекомбината, который будет выпускать 150 т. хозяйственного мыла в год. В мае трудящиеся получат первые партии хозяйственного мыла».

Из газеты «Сталинец» от 03.04.1943 № 36 «Циферблаты ручных часов дефицит. Часовой мастер артели «Искра» Воронов предложил простой способ замены циферблатов. Путем перефотографирования циферблатов на плотную глянцевую бумагу получают их изображение, трудно отличимое от подлинника. Изделие вырезается и вставляется под стекло».

Из газеты «Сталинец» от 28.01.1944 № 121 «Особое внимание уделялось восстановлению и ремонту обуви. Пищевкусовым производством был освоен выпуск кваса, хвойного напитка, карамели, макаронных изделий… К производству товаров народного потребления привлекались заключенные Ягринлага».

«Артель инвалидов освоила выпуск обуви на деревянной подошве. Под руководством мастера Марфы Трофимовны Зобовой была освоена технология производства деревянных березовых подошв. На швейных машинках из брезента отстрачивались голенища и прибивались гвоздями к подошвам. Первыми такую обувь получили рабочие горячих цехов».

Государственным Комитетом Обороны от 12 мая 1944 года принято Постановление №5893 «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства гг. Архангельска и Молотовска Архангельской области», которым по городу Молотовску определено:

— произвести капитальный ремонт городской бани и городского театра;

— Молотовский горисполком обязан в 1944 году произвести ремонт жилого фонда, принадлежащего горкомхозу, а также школ, больниц, парикмахерских, магазинов и столовых Беломорторга и навести в этих учреждениях надлежащий порядок;

— укрепить существующую ремонтно – строительную контору при горжилуправлении, а также организовать Горжилснаб. Устанавливается должность городского архитектора города Молотовска;

— привести учреждения Молотовского горисполкома в надлежащее состояние и увеличить штат технического обслуживающего персонала горисполкома 4 единицы;

— ввести в штат Молотовского горисполкома дополнительно должность освобожденного заместителя председателя горсовета по городскому хозяйству.

Определено, что материалы и оборудование для строительно – ремонтных работ и благоустройства города Молотовска должны быть поставлены при всех условиях.

В третьем квартале 1944 года должен быть направлен 1 автобус для организации пассажирского сообщения в городе Молотовске.

Определены меры по улучшению снабжения работников коммунальных и строительных организаций Молотовска, по улучшению снабжения городских парикмахерских парфюмерными товарами, одеколоном, машинками для стрижки волос и бритвами., выделяется новая звуковая киноустановка.

В постановлении указывается, что комитет по делам искусств обязан организовывать регулярно посылку на гастроли в Молотовск концертных бригад.

Утверждено «Положение о дворниках», установлены ставки основных окладов дворников. Установлено, что каждое домовладение (жилые дома, дома учреждений и предприятий) должно в обязательном порядке иметь дворника. Определен круг обязанностей дворника. При выполнении служебных обязанностей дворник должен быть в одежде установленной формы и иметь нагрудный знак.

Определено, что для участия в проведении работ по благоустройству Молотовска должна быть организована широкая общественность.

Но главное состояло в том, что людей воодушевляли победы Красной Армии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Это укрепляло их надежду на разгром врага и изгнание захватчиков с родной земли, помогало переносить тяготы военного времени.

ГААО, фонд2063, опись1, дело 2031, на стр. 1

Из служебной записки от 27.04.45г. №27/4 на имя заместителя председателя СНК СССР т. Косыгина А.Н. «По Вашему поручению проект постановления СНК СССР «О мероприятиях по дальнейшему улучшению городского хозяйства гг. Архангельска и Молотовска Архангельской области» мною согласован с заинтересованными наркоматами и Госпланом РСФСР. Докладываю Вам, что Госплан при СНК СССР отказал в выделении каких бы то ни было материалов для благоустройства гг. Архангельска и Молотовска». Подписана служебная записка с проектом постановления и тремя приложениями председателем исполкома Архангельской области Совета депутатов А. Федоровым.

ГААО, фонд2063, опись1, дело 2031

Из служебной записки №96/с в Государственный Комитет Обороны (т. Молотову В.М.) и Центральный Комитет ВКП(б) (т. Маленкову Г.М.)

Постановлением ГКО от 12 мая 1944г. №5893 «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства гг. Архангельска и Молотовска» были обязаны Обком ВКП(б) и Облисполком привести указанные города в культурный и благоустроенный вид, как важнейшие портовые города СССР.

Постановлением ГКО был определен общий объём работ в сумме 8412 тысяч рублей.

…По городу Молотовск:

Постановлением СНК СССР от 12.11.43г. №1239-372С строительство 203 НКВД СССР было обязано привести в нормальное состояние для нормальной эксплуатации водопровод, канализацию и наружную теплофикационную сеть и до 1.10.44г. сдать Горсовету.

Произведенные работы строительством 203 в 1944 году свелись лишь к ликвидации имеющих место аварий на водопроводе и канализации и частичному ремонту их, однако, техническое состояние указанных сооружений по – прежнему остаётся неудовлетворительной.

Работы по благоустройству города в 1944 году сводились к ремонту жилых домов, здания театра, школ и рефулирования песка.

город Молотовск, построенный на заболоченной местности, не имеет капитальных дорог. Ранее построенные временные дороги с деревянным покрытием, погнили, провалились.

Проводимое в 1944 году рефулирование песка на площади свыше 350 тысяч квадратных метров в 9 кварталах города, явилось лишь началом работ по строительству дорожно – мостового хозяйства.

Намечаемое 1945 год строительство городских дорог в объёме 200 тысяч квадратных метров соответствует генеральному плану строительства города и крайне необходимо для нормального движения всех видов городского транспорта. Устройство дорог стоит в прямой зависимости от подсыпки территории, поэтому в 1945 году необходимо продолжить рабпты по рефулированию песка на площади 15 заселённых кварталов города.

При строительстве города всё внимание обращалось на форсированное сооружение производственных предприятий, поэтому в данное время город не имеет таких насущно необходимых учреждений, как больница и кинотеатр.

Больничные учреждения размещены в несоответствующих их назначению домах и разбросаны по городу.

Город Молотовск, расположенный от областного центра на расстоянии 60 километров. в летнее время не имеет с ним хорошо налаженной связи водным путём в следствии сильного обмеления Никольского рукава, соединяющего с Архангельском. Таких участков, где имеется сильное обмеление, затрудняющее проход пароходов даже с малой осадкой, в общей сложности насчитывается до 18 километров. На этих участках требуется вынуть грунта до 50 тысяч кубометров, чтобы обеспечить гарантированную глубину русла не менее 2-х метров. Эти работы необходимо возложить на Наркомречфлот и Наркомморфлот, как имеющих технические средства для проведения их.

Просим принять Постановление ГКО (проект прилагается).

Подписали Секретарь обкома ВКП(б) Николаев и Председатель облисполкома Федоров

 

ГААО, фонд2063, опись1, дело 2031, на стр. 34

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №322

от 21 мая 1945 года                                                                                     г. Москва

 

О мероприятиях по дальнейшему улучшению городского хозяйства городов Архангельска и Молотовска

 

В целях дальнейшего улучшения городского хозяйства городов Архангельска и Молотовска Совет Народных Комиссаров РСФСР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Обязать Наркомхоз РСФСР (товарища Макарова) и Архангельский облисполком (товарища Федорова):

По Молотовску выполнить следующие мероприятия:

е) произвести в 1945г. в г. Молотовске ремонт жилфонда и энергетического хозяйства, а также школ, больниц, парикмахерских, магазинов и столовых горторга с общими затратами 1235 тысяч рублей;

ж) восстановить в 1945г. в г. Молотовске центральное отопление в 14 домах, водопровод и канализацию в 20 домах с общими затратами 165 тысяч рублей;

з) построить в г. Молотовске сквер у городского театра с затратами 100 тысяч рублей.

  1. Обязать управление по делам архитектуры при Совнаркоме РСФСР (т. Шкварикова) к 01.07.45г. рассмотреть проект планировки гг. Архангельска и Молотовска, определить дальнейший объём и сроки планировочных, изыскательских и инженерно – технических работ, связанных с проектированием и строительством указанных городов.
  2. Обязать комитет по делам культурно – просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР (т. Зуеву) и ОГИЗ при Совнаркоме РСФСР (т. Юдина) выделить в 1945г. Молотовскому горисполкому по 5 тысяч книг для пополнения городской библиотеки.
  3. Обязать Наркомхоз РСФСР (т. Макарова) направить в 1945 году на постоянную работу в гг. Архангельск и Молотовск по 5 инженерно – технических работников.

  1. Обязать Госплан РСФСР (т. Дегтярь) выделить в 1945 году на работу по благоустройству гг. Архангельска и Молотовска 2,5 миллионов рублей за счет перераспределения в IV квартале 1945г. средств, отпущенных по плану капитальных работ на 1945г.

Обязать Цекомбанк финансировать указанные работы до перераспределения годового плана капитальных работ по РСФСР в пределах сумм, предусмотренных на эти работы по капитальным планам.

Подписал Председатель Совета НК РСФСР – А.Косыгин

 

ГААО, фонд2063, опись1, дело 2031, на стр. 27

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №1233

от 29 мая 1945 года                                                                                     г. Москва, Кремль

 

О мероприятиях по дальнейшему улучшению городского хозяйства городов Архангельска и Молотовска

 

Совет Народных Комиссаров ССР отмечает, что в результате выполнения Постановления Государственного Комитета Обороны от 12 мая 1944 года №5893 в городах Архангельске и Молотовске отремонтировано и построено 190,0 тыс.м2 мостовых и тротуаров, отремонтировано 583 жилых, школьных и лечебных зданий…

Несмотря на это городское хозяйства городов Архангельска и Молотовска требует дальнейшего улучшения.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. I. Обязать НКВД СССР (т. Завенягина) произвести в 1945 году в городе Молотовске следующие работы с общими затратами 9 100 тыс. рублей:

а) ремонт наружных сетей водопровода и канализации;

б) рефулирование песка на площади 15 кварталов города и первой очереди территории кладбища;

в) строительство 30 тыс. м2 постоянных дорог и тротуаров на зарефулированной части города;

г) оборудование 10 водопроводных колонок;

д) работы по окончанию строительства зрительного зала клуба завода №402 Наркомсудпрома.

  1. Обязать НКСП (т. Ковалёва) установить с 1.07.45г. движение пассажирского поезда Архангельск – Молотовск 2 раза в сутки.

  1. Обязать Наркомздрав СССР (т. Митерева):

а) направить в 1945 году на постоянную работу в г. Молотовск 5 врачей

  1. Обязать НКО СССР (т. Буденого) выделить в 1945 году 150 лошадей из числа выбракованных гг. Архангельску и Молотовску;

  1. Выделить из госрезерва 25 тонн бензина гг. Архангельску и Молотовску;

  1. Наркоматам СССР обеспечить материалами и оборудованием согласно приложения №3

Подписал Зам. председателя СНК СССР – В. Молотов

 

ГААО, фонд2063, опись1, дело 2031, на стр. 88-93

Из отчета СНК СССР от 10.09.45г.: «… по Молотовску – Рефулировано 8 кварталов; нарефулировано на 1-ю очередь кладбища; на улицах производилась укладка песчаного основания и на некоторых улицах гравийного покрытия; продолжается строительство клуба завода 402 (ул. Северная,18)».

— Создана городская автотранспортная контора с количеством 11 автомашин.

 

Примечательно, что часть деревянных причалов до сих пор сохранилась на территории военного порта Северодвинска. В августе 1991г., когда в связи с празднованием 50-ти летия прихода в Архангельск первого каравана «Дервиш», в Молотовск прибыла группа ветеранов северных конвоев, можно было наблюдать волнующую картину того, как некоторые из них целовали доски причала. Ведь он был для них действительно спасительной гаванью после трудного и опасного перехода через Северную Атлантику. До недавнего времени в военном порту Северодвинска эксплуатировался и портальный кран фирмы «Стотгарт и Питт», один из тех импортных кранов, которыми Молотовский торговый порт был оснащен во время войны.

 

ГААО, фонд 340, дело 3238, л.21, 42, 77, дело 3120, л.13, 120, дело 3229, л.2, дело 3174, дело 3262, л. 3; дело 3247, лл.1-3.

ГАОПДФ, фонд 296, оп. 6, дело 1196, л. 32.