Отчет Кирилкина за три месяца 1936 года перед Орджоникидзе
(Из документов ГААО, фонд 834, опись 1, дело 576, стр.11-27)
Архангельский строительный завод
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Тов. Орджоникидзе!
Считаю долгом доложить Вам о состоянии работ на площадке Архангельского судостроительного Завода на 26-ое сентября с.г. нижеследующее:
- I. Изыскательские работы ведутся как силами специальных организаций, так и непосредственно аппаратом Управления строительства.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, производящиеся силами Геологотреста, ведутся в направлении получения топографических съемок:
а) в масштабе 1 : 1 000 на участке промплощадки в 12,5 кв. км.
б) в масштабе 1 : 5 000 на участке строительства поселка и острова Ягры — в 10,5 кв.км.
Кроме того, произведены работы по устройству 17 пунктов триангуляции и прокладке полигонометрии.
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ведутся также Геологотрестом. К настоящему времени пройдено 67 скважин глубиной от 15 до 35 метров с расстоянием между ними 300 метров.
В пределах до 250 – 300 км от стройплощадки произведено обследование залежей и запасов строительного песка, гравия и частично глины, выполнен геоморфологический очерк Никольского устья Двины, а также произведено исследование и определение запасов стройматериалов в районе, непосредственно примыкающем к стройплощадке (Кудьма, Рикасиха, Онежский тракт и др.)
ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ изыскания ведутся Севпортизом, Наркомводом и Гидрометкомитетов. К настоящему времени закончены промеры глубин в бухте Никольского устья и ее притокам устья Северного Двины. Закончено составление Гидрогеологического очерка Никольского устья и рек Солзы, Кудьмы, Короды, Ширшемы, с предварительными соображениями по водоснабжению площадки строительства.
Гидрокомитетом установлен мареограф и организована метеорологическая станция.
Севпортизом производятся промеры глубин по морскому каналу, однако, после окончания этих почти выполненных работ тормозится окончание из-за отсутствия мореходного судна.
ИЗЫСКАНИЯ ПОД ШОССЕЙНУЮ ДОРОГУ ведутся Росдором, причем полевые работы закончены и приступлено к разработке трассы.
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ исследования для производства работы по определению несущей способности грунта привлечен Фундаментстрой.
Собственной изыскательной партией произведено контрольное бурение под временный поселок, трассу временного водопровода, временную насосную станцию и ряд других сооружений.
Кроме перечисленных работ строительству предстоит выполнить в ближайшее время:
а) бурение по трассе будущего морского канала, каковые работы задержались, как это было указано выше, из-за трудностей получения морского парохода для работ на взморье.
б) бурение под ТЭЦ и на акватории ТЭЦ.
в) дополнительные буровые работы на промплощадке с расположением скважин на расстоянии 150 метров одна от другой – всего 140 скважин и общим метражом 4 000 метров.
РЕЗЮМИРУЯ СОСТОЯНИЕ ИЗЫСКАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЦЕЛОМ, СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ И ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА В РАЗРЕЗЕ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ И ПЕРЕДАНЫ ПРОЕКТВЕРФИ В СРОКИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТВЕРФЬЮ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ВАМИ СРОК (I ОКТЯБРЯ).
Изыскательные материалы для Гипрогора будут переданы последнему к I ноября.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОЩАДКИ. В результате произведенных изысканий установлено, что стройплощадка расположена на низком заболоченном участке, частично заливаемом при нагонных ветрах, с залеганием материковых грунтов (глин) на глубине до 25 м от поверхности земли.
Толщина слоя мха (молодого торфа) колеблется от 1,5 м до 3,5 м, причем вода на болотах стоит почти наверху, под слоем мха лежат илистые пески либо илы.
Бурение в пределах акватории также установило наличие илов и илистых песков, мест с твердой коркой грунта, где возможен проход или провод без устройства не более 15 плотин.
Результаты изыскательных работ подтверждают особые трудности освоения площадки и обуславливают:
а) необходимость громадных работ по подсыпке территории, объемом порядка 10 млн. куб. метров с забором грунта со дна моря;
б) необходимость располагать постоянные сооружения и здания на искусственных основаниях (свайных, кессонных, опускных колодцах и т.п.);
в) необходимость даже при постройке временных сооружений искать особые решения, диктуемые местными условиями (например, вести прокладку временного водопровода в коробах на лежнях, устраивать «плавучие» основания под деревянные здания , прокладывать по всей территории сланевые дороги и т.п.).
Освоение площадки при этих условиях потребует, естественно, дополнительных затрат, идущих, в частности, по линии необходимости получения дополнительных геологических и гидрологических характеристик промплощадки – непосредственно под отдельные сооружения, а также по линии определения несущей способности грунтов промплощадки (забивка кустовых и отдельных свай и прочее).
- II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
На проектирование завода и города заключено два договора:
а) с Проектверфью на составление проектного задания на завод, со сроком окончания I-го октября;
б) с Гипрогором на составление генеральной планировки города, срок 10 мес.; работы только лишь начались.
Договор на составление технического проекта будет заключен с Проектверфью вслед за утверждением промзадания.
Основная целевая установка при проектировании заключается в том, чтобы:
а) закончить проектирование в возможно короткий срок для составления общего плана работ и развертывания основного строительства;
б) получить решение цехов и сооружений, возможные для осуществления в наиболее короткий срок (например, несущих элементов цехов в виде металлоконструкций).
В основу проектирования положены следующие соображения:
а) максимальное использование имеющегося проектного материала;
б) типизация и стандартизация отдельных элементов сооружений и зданий;
в) применение решений, удобных для создания индустриального метода строительства;
г) максимальная механизация строительных работ и транспортных операций, с каковой целью Управлением строительства заканчивается разработка конкретного плана и методов механизации стройработ, реализация какового позволит ограничиться минимальным количеством рабочих на площадке.
При этом:
а) по промстроительству заданы определенные пролеты в цехах: в основных 18 и 24 м, вспомогательных12 – 15 м;
б) задан шаг колонн – 12 и 15 м;
в) подбираются определенные типы строений и оконных переплетов, типы ж/д ворот, заполнение стен 2-3 типа, кровли 2 – 3 типа, полы и прочее.
По гражданскому строительству – будет разработано несколько типов оконных переплетов, дверей, полов, стенных шкафов, с заготовкой этих элементов заранее.
По временному строительству широко используются типовые проекты и сметы, а также проектно-сметные материалы северных строящих организаций.
Составление генплана и проектного задания, как уже указано выше, будет закончено Проектверфью в установленный Вами срок.
Что касается изготовления комплектного технического проекта, то мной достигнуто во время моего пребывания в Ленинграде I8-22 сентября соглашение с руководством Проектверфи о том, чтобы к 1 сентября 1937г., т.е. значительно ранее установленного срока (1 октября 1937г.),таково будет выполнено.
В период своего пребывания в Ленинграде я имел также возможность ознакомиться (хотя и бегло) с существующими ленинградскими судостроительными заводами и основными технологическими процессами современного судостроения.
Учитывая опыт этих предприятий, а также приняв во внимание возможность перехода в судостроении уже в близком будущем к постройке судов большого водоизмещения и основных размеров, чем ЭТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРОЕКТНЫМ ЗАДАНИЕМ, Я СЧЕЛ НЕОБХОДИМЫМ ДАТЬ ПРОЕКТВЕРФИ ЗАДАНИЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТАТОЧНО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РАСШИРЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ: стапелей, слипов, плазов и некоторых цехов. Я считал бы, что учтенное при проектировании завода это обстоятельство позволит заводу сохранить свое передовое место не только в момент окончания строительства, но и на известное время в будущем (при возможном изменении типов судов) без особых затрат на строительную реконструкцию завода.
Разбивка генплана на территории обеспечивает строительству возможность прокладывать пути, выбирать участки для подсобных и вспомогательных сооружений, складов и, наконец, даст возможность развернуть уже в IV кв. текущего года строительство ряда вспомогательных и подсобных сооружений с тем, чтобы уже в I полугодии 1937 года их закончить.
Это освободит строительство от некоторых временных сооружений и позволит в дальнейшем сосредоточить внимание на ускоренном развертывании строительства основных объектов.
Состояние технических проектов этих сооружений в Проектверфи, приступившей к разработке их не дожидаясь утверждения проектного задания, позволяет начало указанных работ в IV квартале с/г осуществить.
Я просил бы Ваших указаний по данному вопросу и санкционировать в IV квартале 1936 года развертывание следующих объектов:
1) Набережная глубоководная (у стапелей)
2) Набережная мелководная (у слипа)
3) Плаз №1 (большой)
4) Плаз №2 (малый)
5) Лесной склад
6) Склад сухого леса
7) Склад готовых деревянных изделий
8) Шлюпочный цех со складом
9) Склад достроечный цеха №1
10) Склад достроечный цеха №2
11) Малярный цех
12) Такелажный-парусный цех
13) Склад контрагентского цеха
14) Аккумуляторный цех
15) Зарядная станция
16) Цех металлической мебели
17) Склад цеха металлической мебели
18) Склад моделей
19) Транспортная контора
20) Дворовый цех
21) Гараж
22) Депо электрокар
23) Контора водного транспорта
24) Заводоуправление
25) Проходные конторы
26) ФЗУ
27) Амбулатория
28) Ясли
29) Столовые
30) Пожарное депо и посты
31) Здания пожарного городка
32) Казармы ВОХРа
33) Флигеля Комсомола
34) Ремонтно-механический и электро-ремонтный цех
35) Ремонтно-строительный цех
36) Утильцех
37) Склад утильцеха
38) Главный магазин
39) Шкиперский магазин
40) Склад москатели
41) Склад станков
42) Склад строительных материалов
43) Проходная контора
44) Столовая
Что касается рассмотрения и утверждения разрабатываемых Проектверфью генплана и проектного задания, то я считал целесообразным поручить предварительное рассмотрение этих материалов вначале узкому совещанию в составе представителей лишь 3-х организаций: Управления Строительства, Проектверфи и Главморпрома.
Полагаю, что такой порядок позволит ускорить прохождение этого вопроса, почему и позволяю себе просить Ваших соответственных указаний.
- II. СОСТОЯНИЕ СТРОЙПЛОЩАДКИ И ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА.
Развертывание строительства на площадке, помимо уже указанных природных условий, столкнулось также с трудностями, вытекающими из отдаленности стройплощадки от сколько-нибудь значительных населенных пунктов и почти полного отсутствия жилья для размещения рабочих на ее территории (за исключением полуразрушенного здания бывшего монастыря и незначительных служебных помещений колхозной бригады).
Вследствие этого, я принял решение разместить рабочих, прибывших на строительство, в 3-х пассажирских пароходах («И. Каляев» и «Некрасов»), арендующих у Северного Управления Речным Пароходством, причем эти пароходы могут быть использованы в качестве жилья для рабочих и ИТР (последние размещены в каютах I-го и 2-го классов) до конца навигации, т.е. примерно до 15-го октября с/г. Кроме этого, было переоборудовано здание бывшего монастыря под жилое помещение рабочих и служащих – 1 170 кв.м., пристроенные деревянные рубленые помещения к монастырю, что дало еще 1385 кв.м., приспособлены прежние колхозные помещения – 1 000 кв. м., установлено несколько утепленных палаток. Все эти мероприятия позволили разместить на площадке около 1 500 рабочих, служащих и ИТР.
Имеющаяся рабочая сила была использована для форсирования временных жилых помещений, вспомогательных сооружений и устройств и постоянных дорог.
К настоящему времени заложены 8 рубленых деревянных одноэтажных домов. Все будут закончены к 1 октября, что даст возможность расселить еще до 1 000 чел. рабочих.
Из временных сооружений закончен пассажирский причал на сваях размером 6 х 65 м.
Производится постройка грузового причала размером 15 х 100 м – будет готов к 1-му октября с/г.
Строится лесной причал размером 5 х 27 м.
Производится постройка сланевых дорог по площадке выполнено уже 2 300м, шириной 8м.
Заканчивается здание универмага 10х35 м.
Построены кладовые, временная столярная мастерская, установлены брезентовые палатки, построен конный двор на 300 лошадей, вырыты пожарные подъемы.
Временное водоснабжение стройплощадки будет производиться из р. Кудьмы на расстоянии около 7,5 км.
Первый водонапорный бак будет установлен на колокольне бывшего монастыря.
Производятся работы по проводке электролинии высокого напряжения от Архангельской электростанции на площадку. Заканчивается развозка столбов, и в ближайшее время необходимо приступить к натяжке проводов, но пока ни провода, ни оборудования не получено.
ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ со стройплощадкой осуществляется по длинным водным путям. В настоящее время строительство располагает собственным флотом в составе:
1. | Буксирных пароходов | 2 |
2. | Моторных катеров | 8 |
3. | Плашкоутов | 9 |
4. | Баржей | 6 |
И арендованным флотом, состоящим из 2 пассажирских пароходов и 6 баржей.
Автогужтраспорт, используемый на территории площадки и частью в г. Архангельске, состоит из легковых машин – 3, грузовых (ЗИС) – 6, грузовых прицепов – 2 и 202 рабочих лошадей.
Имеющиеся транспортные средства совершенно не обеспечивают взятых темпов строительства, почему необходимы срочные меры для его усиления, особенно в части автотранспорта.
Необходимо отметить, что уже в ближайшее время ( примерно, с половины октября с/г), в силу начинающегося штормового периода и ледостава, водный транспорт вплоть до начала будущей навигации потеряет свое исключительное значение для стройки, и основной грузовой поток на осенне-зимний период должен быть переключен на жел. дор. ветку, соединяющую стройплощадку с основной магистралью на ст. Исакогорка.
В результате своего личного ознакомления с ходом строительства указанной ветки, сооружаемой НКПСом, я пришел к заключению, что обусловленный срок окончания строительства ветки (1-го ноября с/г) ИКПС-ом в основном будет выдержан. Очевидно, однако, что некоторый промежуток времени (между окончанием навигации и сдачей в эксплуатацию жел. дор. ветки) транспорт строительства весьма будет затруднен.
Поэтому на остающийся отрезок времени необходимо максимально использовать водные сообщения для переброски массовых грузов и усилить автотранспорт для переработки грузов внутри площадки.
РАБОЧАЯ СИЛА. Рабочая сила, которой располагает в настоящее время строительство, составляет около 2 500 человек (включая ИТР и служащих).
Следует отметить, что Управлению строительства на данной стадии развертывания работ почти не приходилось пользоваться методом вербовки рабочей силы, и имеющееся количество рабочих принято, главным образом, в порядке личного предложения услуг; однако, я готовлюсь к тому, чтобы в необходимый момент подготовить вербовочный аппарат для найма известной части рабочей силы определенных специальностей и квалификации, отсутствующих или дефицитных в Северном крае (монтажники, бетонщики, каменщики и пр.).
С рабочими, находящимися на стройке, организуется общественно-воспитательная работа и проводятся собрания, разъясняющие значение строительства.
С удовлетворением могу отметить хорошее настроение среди рабочих, их высоко-сознательное отношение к работе. Это следует подчеркнуть особенно у коллектива комсомольской молодежи, среди которых имеются мужчины и девушки, воспитавшиеся на работе в Московском метрострое.
Имеются примеры подлинно стахановских методов работы, например, среди плотников, пильщиков, цементников – дающих до 2,5-3 норм за смену.
В отношении зарплаты Управление строительства считает наиболее целесообразным начальной стадии применение аккордных работ и глубокое внедрение прогрессивно – премиальных систем.
Средние заработки рабочих по данным за сентябрь месяц составляют:
Плотники – 20 – 35 руб.
Сваебои – 25 – 40 руб.
Чернорабочие – 10 – 25 руб.
Для создания в настоящий момент минимума бытовых условий для работающих на площадке, проведены следующие культурно-бытовые мероприятия: организованы столовые и кухни в помещениях бывшего монастыря и пароходов, парикмахерская, кино (на барже), площадка для танцев, физкультурная площадка, закончена постройка здания, в котором будут размещены временно клуб и столовая, организована прачечная, баня; открыто 3 хлебных ларька и один продуктовый, имеется один магазин (на барже), заканчивается здание универмага, построена эстрада для сценических и музыкальных выступлений.
Следует, однако, отметить недостаточное развитие торговли и неудовлетворительный ассортимент завозимых на площадку товаров – как в отношении продуктов питания, так и промтоваров и предметов широкого потребления (овощи, картофель, обувь, одежда, посуда и пр.).
Учитывая огромную важность для прибывающих из отдаленных от жительства рабочих, обеспечения их всем необходимым на месте, необходимо признать, что этот участок должен быть поставлен под неослабное наблюдение центральных торговых организаций и пользоваться их постоянной помощью.
Что касается вопросов МАТЕРИАЛЬНОГО СНАБЖЕНИЯ строительства, то здесь я считал необходимым отметить, что реализации Вашего приказа от УП с/г за 1978, с точки зрения спуска фондов и выдачи нарядов, проходит вполне удовлетворительно.
Этого, однако, нельзя сказать, к сожалению, об исполнении этих нарядов поставщиками.
Это можно иллюстрировать хотя бы следующими примерами, особенно болезненно отражающимися на ходе строительства:
- ГЛАВМБТИЗ отгрузил на стройку всего1 вагон гвоздей, а ни оттожженной проволоки, ни ключей, ни болтов, ни заклепок, ни, особенно, тросов – не отгружено.
- СТАЛЬСВЕТ не отгрузил ни одного килограмма металла.
- СТРОМСВЕТ не отгрузил ни одного вагона толи, стекла, рубероида и цемента.
- ГУТАН отгрузил только 6 грузовых и 3 легковых машины, не реализовав, таким образом, не только приказа №1275, но даже не выполнив Вашего специального распоряжения о сдаче строительству только в июле 13 автомашин(10 грузовых и 3 легковых).
В частности, весьма важное значение для планомерного развертывания строительства имеет вопрос достаточного и регулярного обеспечения рабочей силы строительства спец и прозодеждой. Выделенный для стройки фонд спецодежды и прозодежды недостаточен. Исходя из того, что количество рабочих на площадке к 1-му января 1937 года должно составить 6 000 человек, представляется совершенно необходимым увеличить фонды:
По ватной одежде | До 6 000 комплектов |
По брезентовой | До 4 000 комплектов |
По плащам | До 2 000 штук |
По брезентовым рукавицам | До 30 000 пар |
По кожаным сапогам | До 3 000 пар в т.ч. |
По высоким для работы на воде и в болотах | До 1 000 пар |
По валенкам | До 6 000 пар |
Причем, спецовку необходимо занарядить с расчетом получения 75% указанных количеств до 15-го октября с/г и остальной части – к I декабря с/г.
Приводя только примеры некоторых, особенно острых нужд строительства, — я надеюсь иметь возможность после Вашего возвращения из отпуска доложить Вам о наиболее важных проблемах снабжения строительства – лично.
- IV. Исходя из вышеуказанных намёток плана развертывания строительства, обеспечивающих реализацию Ваших директив, Управление Строительства определяет общий объем затрат в текущем 1936г. в 31,9 млн. рублей, из коих предположено выплатить:
хозспособом | 14,5 млн. руб. |
по расчетам с контрагентами | 6,3 млн. руб. |
На строит. подсобных предприятий вне площади (изыскания и расширение) | 0,3 млн. руб. |
Организ. и администр. расходы | 2,3 млн. руб. |
Приобретение материалов и оборудования, включая и по приказу НКТМ№1275 | 9,0 млн.руб. |
ИТОГО: | 31,9 млн. руб. |
Запроектировано было первоначально по плану финансирования | 20,0 млн. руб. |
Необходимо доассигновать | 11,9 млн. руб. |
Означенные 11,9 млн. руб. необходимо получить по БЕКОНБАНКУ | 3,0 млн. руб. |
По ВДК | 3,0 млн. руб. |
Таким образом, прошу добавить | 11,9 млн. руб. |
В разрезе 3-го квартала Управление строительство по уточнении проектов и смет, особенно в части жилья, где не только строится новое, но и переносятся купленные срубы, откорректированный титульный список по объектам и направлениям затрат – будет представлен особо, но уже сейчас представляется необходимым получить дополнительно на СЕНТЯБРЬ ПО. ВДК – 3,5 млн рублей.
Необходимо спустить директиву по линии …БАНКА о том, что расходы по строениям, возводимым нами в текущем году, должны финансироваться без предъявления проектов и смет, в силу характера возводимых сооружений как-то: перестройка в бывшем монастыре, перенос срубов и т.п.
Я полагаю, что реализация этого плана финансирования позволит осуществить мероприятия как по строительству перечисленных ранее подсобных и вспомогательных сооружений, так и приступить уже в IV квартале текущего года к выполнению следующих основных работ: постройка двух плазов, корпусного цеха и главных стапелей.
Это, по моему мнению, обеспечит подготовку к развертыванию строительства в 1937 году, выражающегося суммой в 300 млн рублей, в том числе по промстроительству 200 млн. и по гражданскому строительству – 40 млн рублей.
Такой темп развертывания строительных работ в 1936г. предполагает ДОВЕСТИ КОЛИЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ К 1 ЯНВАРЯ 1937г. ДО 6 000 чел., ЧТО ВМЕСТЕ С ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ СОСТАВИТ НАСЕЛЕНИЕ в 8-9 тыс. чел., реализация каковой задачи, при условии форсирования культбытового строительства, является вполне возможной.
Я твердо убежден, что, учитывая достигнутое мною с руководством Проектверфи окончание работ по составление технического проекта к I сентября 1937г. и, ведя строительство в темпе указанных выше мероприятий, управление строительства сможет заложить корпуса будущих судов уже в конце 1938 года – начале 1939 года.
Я позволю себе также заверить Вас, тов. СЕРГО, что коллектив Строительства с энтузиазмом работает над выполнением возложенной на него Партией и Правительством столь почётной, по своему значению, для нашей социалистической родины и столь интересной, по своему техническому содержанию, задачи.
Коллектив Строительства совершенно уверен, что под Вашим руководством и том постоянном внимании и помощи, которыми пользуются все новостройки и предприятия новой страны лично от Вас, он с успехом справится с этой задачей, которую коллектив рабочих, ИТР и служащих рассматривает как «СТАЛИНСКУЮ ЗАДАЧУ».
НАЧАЛЬНИК АРХАНГЕЛЬСКОГО
СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА
Приложение
Отчет Орджоникидзе