Когда грянула Великая Отечественная война, город был совсем юным. Около шестисот деревянных домов, недостроенный кирпичный квартал в северо-западной части Молотовска, несколько общественных зданий. Широкие сланевые мостовые вели к главному промышленному предприятию – заводу № 402. В западной части завода находились три причала, предназначенных для бункеровки строящихся судов и перевалки строительного материала. Причалы временные, неустойчивые и не были рассчитаны для приемки тяжеловесных грузов в большом количестве.
Когда в августе 1941-го в северные порты страны отправились первые караваны судов союзников с боеприпасами и вооружением, встал вопрос о переработке грузов. Сначала областное руководство не рассматривало молотовские причалы всерьез. Докладная записка от 21 августа 1941 года на имя А.И. Микояна содержит гриф «Совершенно секретно». Читаем: «…считать участок Экономия основным, а порт Молотовск подсобным. В случае необходимости загрузки судов экспортным грузом нет возможности организовать доставку этих грузов в Молотовск. В условиях возможной тяжелой зимы работа ледоколов в районе Молотовска может оказаться невозможной…».
Из публикации Олега Химаныча «Новый порт-боец Молотовск: рожденный ленд-лизом»: …Советское правительство и нарком ВМФ решили, что основными получателями помощи от наших союзников станут Архангельск и Молотовск, которые имели выход на железную дорогу, ведущую в центр страны. Правда, имелся и существенный недостаток, с которым пришлось считаться, – зимой оба порта не могли работать без помощи ледоколов.
7 сентября, то есть уже на следующий день после сообщения Уинстона Черчилля о переводе британских поставок для СССР на условия ленд-лиза, Иосиф Сталин распорядился срочно реконструировать порт Архангельска и 15 октября назначил И. Д. Папанина уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозкам на Севере.
Спустя еще 20 дней Комитет утвердил специальное постановление, чтобы увеличить пропускную способность и улучшить работу всего Архангельского транспортного узла.
В те же осенние дни 1941 года в Архангельске и Молотовске появился представитель ГКО И. Д. Папанин, возведенный к этому времени в ранг контр-адмирала.
К осени 1941 года в Архангельске уже действовала дипломатическая миссия союзников. Ее представители, сразу побывавшие в местном порту и Молотовске, укрепились во мнении, что «принимать крупные конвои Советскому Союзу не по силам».
Строительство нового порта было поручено Управлению строительства № 203 НКВД, которое с началом войны полностью прекратило возведение цехов и объектов завода № 402 и переключилось на работу в порту.
Спроектировать портовую механизированную углебункерную установку поручили Северной экспедиции Ленморпроекта. Строила же ее Архангельская контора Цуморстроя (Центрального управления морского строительства Наркомата Военно-морского флота СССР). Последняя также занималась ремонтом старых причалов. А вот монтаж портальных кранов, в том числе импортных, поручили механизаторам порта и специалистам завода № 402.
Завод, столь же оперативно переводившийся на военные рельсы, выполнил ряд заказов по механизации причальных сооружений.
Прибыли сюда и военизированные рабочие колонны – около трех тысяч человек.
Для строителей же Молотовского порта первостепенной задачей считалось возведение новых деревянных причалов. Общая их протяженность составляла 370 метров. Работы по забивке девятнадцатиметровых свай в основание причала велись в сложных условиях морозной зимы. По справке главного инженера Строительства № 203, только на первом двадцатипятиметровом участке потребовалось 30 копров и 180 сваебоев.
На возведение объекта, включая его верхнее строение, потребовалось 10 тысяч кубометров леса. Работали здесь семь тысяч рабочих, включая 680 плотников. С заданием они справились за 23 дня.
Одновременно на акватории Молотовска черпаково-рефулерный земснаряд «Карская» по личному распоряжению Уполномоченного ГКО И. Д. Папанина провел работы, углубляя подходы к угольным причалам.
С такой же срочностью и по такому же особому распоряжению Ивана Дмитриевича строилась нефтебаза.
В основном она должна была принимать авиационный бензин, который направлялся затем на фронт, и мазут, которым бункеровали корабли и суда, заходившие в Молотовский порт. Завод № 402 изготовил тогда для нефтебазы четыре металлические емкости – три по 2200 кубометров и одну 2940 кубометров. Их установили вблизи угольного причала. Однако этого оказалось мало, и тогда два судна-сухогруза («Буг» и «Нарьян-Мар») переоборудовали в плавучие береговые танкеры, а еще три старых парохода («Буревестник», «Кулой» и «Яков Свердлов») решили превратить в стационарные хранилища мазута. Для этого земснаряд вырыл в береге каналы, в которые сначала заводили суда, после чего корпуса их покрывали слоем грунта…
Первое время остро не хватало причальных стенок, и часть транспортов, прибывших в Молотовск, пришлось разгружать в зоне завода № 402. Для этого воспользовались шпунтовой перемычкой, уже сооруженной строителями для ограждения котлована, в котором планировалось построить пути слипа. Перемычку расширили установкой дополнительных ряжей, а по ее верхнему настилу проложили рельсы нормальной железнодорожной колеи, к которой подвели автомобильные и гужевые подъезды. Так, образовался 170-метровый причал № 3, причем с крановым хозяйством, готовым принимать железнодорожные составы.
Следом за английским (примерно через месяц) в Молотовске появилось и отделение американской миссии. Размещалось оно по адресу: Парковая, 13.
Связь дипломатов между Молотовском и Архангельском осуществлялась по телефону. В исключительных случаях, когда срочно требовалось присутствие того или иного представителя, они добирались до областного центра катером по реке, а зимой по льду на аэросанях.
На самый спешный случай был скоростной вариант – самолётами У-2, которых в распоряжении командования Беломорской флотилии имелось несколько. Путь по воздуху занимал не более 15 минут…
Все основные сооружения порта: причалы, склады, грузовые площадки, железнодорожные подъездные пути, стационарная нефтебаза, служебные, бытовые и жилые помещения строились преимущественно с использованием труда заключенных.
Поначалу вся механизация в порту состояла из четырех железнодорожных и двух гусеничных кранов завода № 402 и Северной железной дороги. Поэтому выгрузка тяжеловесных грузов из трюмов и с палуб транспортов на причал проводилась стивидорами при участии моряков судовыми лебедками и кранами. Тогда же в Молотовск, как, впрочем, и в Архангельск, срочно перебрасывались дополнительные краны из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска, даже из Владивостока.
Передано было беломорским портам около сотни автомобилей, 15 барж, шесть буксиров.
26 ноября 1941г. Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана РQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту.
Но нерешенной оставалась кадровая проблема. В Молотовском порту не было квалифицированных кадров с опытом организации погрузо-разгрузочных работ: магазинеров, стивидоров, диспетчеров. Эту задачу были призваны решить специалисты, эвакуированные из портов, оказавшихся в зоне оккупации. В январе 1942г. в Молотовск прибыли диспетчер Одесского порта М. Причерт, бригадир грузчиков А. Полищук, стивидор М. Коган, инспектор по кадрам С. Городкова, техник С. Белый, начальник угольной базы М. Авербух, стивидор С. Чернобривый и др.
Михаил Причерт, 1945 г. Фото из фондов Северодвинского краеведческого музея.
Разгрузка союзных конвоев в порту Молотовска. фото: Из архива АО «ПО Севмаш»
Экспорт воюющей страны в Англию и США должным образом оценивали союзники.
Совместный снимок представителей военных комиссариатов СССР, принимавших грузы ленд-лиза, с представителями иностранных миссий (снимок 1943–1944 гг.).
Из статьи «Строители Молотовского участка Архангельского морского торгового порта и ленд-лиз»:
6 декабря 1941 года в обкоме партии состоялось совещание с участием Уполномоченного ГКО СССР И.Д.Папанина по вопросу готовности причалов к приему кораблей. Секретарь обкома Огородников в своем выступлении говорит о том, что строительство №203 провалило решение о подготовке трех причалов к приему иностранных судов в срок до 25 ноября. Не готов к приему кораблей 2-й причал. Не проведены работы по удлинению и расширению 3-го причала. Пригрозил и.о. начальнику строительства Протопопову и начальнику политотдела строительства Горбачеву, что если причалы и железная дорога не будут сделаны в ближайшие дни, то никто им этого не простит и оба будут посажены. Кроме того секретарь обкома предупредил руководителей стройки, что в ближайшие дни будет принято решение о необходимости проведения работ по подготовке дополнительных причалов для приема еще 4- х кораблей. Строительство №203 в течение 1-2-х дней должно подсчитать потребность во всем необходимом для устройства причалов с учетом окончания их до 20 января 1942 года.
И.О.начальника строительства №203 главный инженер Протопопов объяснил причины задержки строительства 2-го причала тем, что не успели до наступления морозов провести рефулирование площадки.
Кроме того отметил нехватку рабочей силы: выходит на работу всего 11000 человек заключенных, 7000 человек в лагере больных, из них 2000 предстоит освободить, 1303 работает на обслуживании лагеря, около 2000 занято на эксплуатации водопровода, железной дороги, электротехники, отопления, канализации и т.д. Плотников всего 616 человек заключенных и около 100 вольнонаемных. Необходимо еще дополнительно иметь 1600 плотников и 60 сваебойщиков, которые сейчас заняты на строительстве Кузнечевского моста.
Продовольствия в лагере осталось только на 15 дней, новых фондов не получили.
И, тем не менее, заверил участников совещания, что работы по строительству причалов будут завершены к 12 декабря и порт сможет принимать одновременно 5 кораблей (2).
Кроме самих причалов предстояло создать портовое хозяйство.
2 февраля 1942 года главный инженер Архморпорта Капустин пишет Начальнику порта докладную о возможности развития портового хозяйства в Молотовске: «Нами, согласно Вашего распоряжения, просмотрены и обсуждены совместно с представителями Строительства №203 НКВД СССР возможности развития портового хозяйства в Молотовске. «….». Из свободных участков наиболее удобным, позволяющим компактно решить развитие порта с самостоятельной территорией и использованием существующих причалов, подъездных дорог и лучшими глубинами является прибрежная полоса левого берега Никольского русла реки Северной Двины, расположенная в разрыве между причалами №1 и №2. «…» За береговой полосой мы имеем свободной от капитальных построек ровную территорию с пересекающими ее железнодорожными путями, что в свою очередь позволяет наиболее удобно расположить складское и транспортно — путевое хозяйство порта»(3).
Представители Архангельского и Молотовского участков порта и строительства № 203 2 февраля 1942 года подписывают акт, в котором предусмотрен весь объем работ и перечень необходимых материалов для строительных работ в Молотовском порту(4).
Практически эти объемы работ, несколько уменьшенные и с указанием конкретных сроков, были закреплены в Постановлении ГКО за №-1430 от 12 марта 1942 года «О мероприятиях по расширению импортно-экспортных операций в Архангельском порту», которое обязало НКВД СССР (т. Завенягина) выполнить следующие работы в Молотовске:
к 1 мая отремонтировать существующие причалы №№ 1, 2, и 3 и построить грузовую площадку и 2 склада у этих причалов,
к 1 июня перенести нефтяной причал и оборудовать его для обработки нефтепродуктов за причал №1,
к 1 сентября построить 370 погонных метра нового причального фронта между причалами №1 и №2 и провести дноуглубительные работы на подходных каналах и у причалов с обеспечением подхода судов с осадкой 26 футов к существующим причалам,
к 1 октября закончить строительство складов, служебных зданий, подъездных путей и водопровода.
Обязать Госплан СССР предусмотреть в плане капитального строительства на 1942 год для выполнения указанных работ капиталовложения для НКВД СССР для строительства в Молотовске 5,0 миллионов рублей.
Перечень объектов подлежащих выполнению ГУЛАГом НКВД в Молтотвске к 1 октября 1942 года в их натуральных показателях изложен в приложении к Постановлению. Это постройка 2 крытых складов площадью 3200 кв.м., 2 навесов площадью 3200 кв.м., грузовых площадок площадью 10000 кв.м., строительство автогужевых дорог протяженностью 4000 погонных метров, устройство подъездных путей протяженностью 6000 погонных метров, подкрановых путей 800 п. м., водопровода 740 п.м., служебно-производственных зданий на 500 кв.м., столовой и здания управления порта. Кроме того обеспечить энергоснабжение порта, связь, благоустройство и ограждение.
Особого внимания в свете обсуждаемой темы заслуживает пункт 13 Постановления, который гласит: «Воспретить без разрешения ГКО возлагать на Архангельские лагеря НКВД СССР строительство других объектов, кроме предусмотренных настоящим постановлением и планом НКВД СССР». Подпись — председатель ГКО И.Сталин.
Работы на портовых сооружениях строителям пришлось вести в ослабленном составе, как по количеству, так и по физическому состоянию рабочей силы (заключенных). Все работы предстояло выполнять за счет увеличения продолжительности и интенсивности труда.
И без того умеренные нормы питания заключенных в лагерях с началом войны были снижены: в октябре 1941 года до 2778 килокалорий, в декабре до 2605 килокалорий в сутки при потребности 4500 для человека, занимающегося тяжелым физическим трудом (5).
На заседании политотдела строительства № 203 и Ягринлага 20 ноября 1941 года состояние лагеря оценивается как «чрезвычайно тяжелое».
Потребность по продовольственным нормам не покрывается: по крупе — на 66,5 %, по мясу – на 7 1%, по рыбе — на 51,3 %, по жирам — на 43 %, по овощам — на 100 %.
Теплое обмундирование для заключенных имеет большой процент износа, но и его не достает: нехватка по телогрейкам составляет 66,9 %, по ватным шароварам – 59,7 %, по буркамваленкам – 29,9 %, по полупальто – 23,2% (6).
Недостаток зимнего обмундирования был обусловлен еще и тем, что в августе 1941 года был пожар на складе вещевого довольствия и промтоваров. Сгорело большое количество зимнего лагерного обмундирования…(7).
К тому же физическое состояние заключенных не позволяло использовать их в полной мере. С сентября 1941 года происходит все нарастающий процесс физического ослабления лагерного контингента.
Так на 1 января 1942 года группа «А» (годные к тяжелому физическому труду) составляла 50,5 % к списочному составу, на 1 февраля – 48,7 %, на 1 апреля -50,2 %, на 1 июня-58,8 %, на 1-е августа – 61,7 % (8).
За 2 года (1941 и 1942) в лагере умерло 6 988 заключенных, смертность в 1942 году составила 36% от списочного состава (9).
Очевидец тех событий Василий Павлович Корельский, служивший на ледоколе №8, вспоминал: «В январе 1942 года грузопоток переключили на Молотовский порт. Наш ледокол до весны работал там. Разгрузкой иностранных судов занимались красноармейцы и краснофлотцы. А постройку причалов вели заключенные. В тяжелых условиях приполярной зимы эти изможденные от голода и каторжного труда люди забивали мощные сваи, окрепляли связки свай бугелями, укладывали ряжи, монтировали настил.
В те дни я стал свидетелем страшной сцены. Двое заключенных от свай причала поползли по льду к борту английского парохода, с которого юнга или кок выбросили помои. Один из охранников вскинул винтовку и застрелил этих несчастных прямо на глазах у многих, в том числе уполномоченного наркома обороны И.Д.Папанина – он находился на причале».
И, тем не менее, в сжатые сроки, в тяжелейших условиях порт был построен. Из стенограммы совещания в управлении строительства № 203 от 1 ноября 1942 года следует, что закончены работы по постройке нового причального фронта протяженностью 415 метров. Новые причалы построены для приема океанских кораблей. Глубина океанских причалов обеспечивает прием кораблей с осадкой 26 футов на малой воде, что дает возможность принимать корабли с осадками большими, чем в портах Архангельска. Причалы оборудованы 3-4 линиями железнодорожных путей, обеспечивающими как работу железнодорожных кранов, так и подачу, и уборку подвижного состава.
С окончанием строительства новых причалов порт может одновременно разгружать 7 больших кораблей.
Общий объем дноуглубительных работ по порту, включая работы по каналу, составляет 1500 тысяч кубических метров.
Кроме того порту сданы 2 крытых склада, открытая площадка для хранения грузов, мехмастерская, дорога, соединяющая порт с городом, закончены и сданы бензопровод и маслопровод с раздаточным хозяйством (портом уже приняты два танкера с маслом). В стадии окончания находится постройка здания управления порта (11).
Примечания
- ОДСПИ ГААО. Ф. 296, опись 1, Д.963, Л. 29-30 2. Там же. Д. 940. Л.3-16.
- Там же. Д. 1217. Л.24 4. Там же. Л. 26-28.
- Н.В. Упадышев. ГУЛАГ на Европейском Севере России: генезис, эволюция, распад. Архангельск. Поморский университет. С.200. 9. С.282.
- ОДСПИ ГААО. Ф. 1451. Оп. 1.Д. 224. Л. 54-56, 59. 7. Там же. Л.32
- ОДСПИ ГААО. Ф. 296. Оп.1. Д. 1187. Л..90.
Итоги:
Приложение
ГААО архив на Ленина 1, фонд 3513, оп.1, д.1:
Стр.1 Протокол №3 закрытого партийного собрания Молотовского торгового порта совместно с коммунистами батальона 583 и 584 от 03.03.42г.
Присутствовало: 26 членов ВКП(б) и 3 кандидата.
Повестка дня: 1.О ходе подготовки к навигации 1942 года (докладчик т. Грищенко).
Выступили:
Разумянский Л.: — Если у нас так будет продолжаться выгрузка п/х как сейчас, то мы с поставленной задачей в навигацию 1942 года не справимся. Организацию работ необходимо наладить, пересмотрев состав оперативных и складских работников, и механизировать загрузку угля за счет применения грейфера, а не носить его носилками, а также привести в рабочее состояние автодороги;
Давидович: — Кадры, имеемые на сегодняшний день, не обеспечат одновременную разгрузку планируемых пяти судов. Хочу подчеркнуть плохую работу нашей рабочей строительной колонны. Здесь от рядового бойца до командира не чувствуется ответственности за выполняемую работу и получается несоответствие в работе между вольнонаёмными и бойцом батальона. Имеются случаи неподчинения распоряжениям командира, имелись моменты воровства, попрошайничества на иностранных судах со стороны отдельных бойцов, работающих в трюмах. Для такой работы необходимо комплектовать трюмными, которым можно доверять. Служба портнадзора не следит за чистотой причалов. Также необходимо решить вопрос в отношении создания своей охраны порта. Также должен быть решен вопрос в отношении столовой на первом участке, ибо бывают моменты, когда работники порта уходят на обед и отсутствуют на работе в течение 2 – 3 х часов.
Прозоров(политрук батальона): — Недостаточно практикуют в порту обмен опытом в работе отдельные работники, как стивидоры Шмилович и Полищук, показывают и учат, как надо работать, наших бойцов, многие же этого не делают и по казенному выполняют свою работу. Наш батальон не знаком с портовыми работами, и здесь рационализаторские предложения и передача опыта должны являться стимулом повышения производительности труда при обработке судов. Низкая производительность труда объясняется также и тем, что нет достаточного необходимого такого инструмента, как лопат, кирок и т. д., а это в особенности необходимо при бункеровки судов. Необходимо создать лучшие бытовые условия на причалах. Так, например, на II-м причале негде покурить, воды нет для мытья и т.д.
Хант Г: — Диспетчерская порта нечетко работает, а особенно это чувствуется, когда дежурит диспетчер Лукьянова. Она сама не понимает в работе и при участии мешает в организации правильных работ, так например при бункеровке ледокола «Дежнев» в порт прибыли вагоны с углем, а Лукьянова заставила с тыловых складов машинами возить уголь к ледоколу в то же время, когда можно было вагоны подать к борту ледокола. Нет должной увязки в работе между диспетчерской и коммерческим отделом. Капитан порта посещает иностранные суда, по-моему, только для того, чтобы покушать, и этим самым дискредитирует себя в лице иностранцев как представитель власти. Основной же своей работой: чистота причалов, исправность шлангов — он почему-то не интересуется. Среди бойцов батальона есть прекрасные стахановцы, но есть и такие, которые мешают работе, так, например, Дербнева, боец Шмак, которые своими действиями дезорганизуют работу. В этом году предстоит большая работа по перевалке угля, и уже сейчас надо провести ряд организационных мероприятий для обеспечения этой работы. Нужна складская площадка вблизи причалов, и мое предложение: нижнюю площадь этого причала надо использовать для этого. Нам необходимо также увеличить вагонное хозяйство, приобрести мотовоз и два паровоза для того, чтобы порт самостоятельно имел бы возможность перебрасывать грузы внутри порта из любых тыловых складов. Нам также необходимо приобрести грейфера, механизированные лопаты, транспортёры, кирки, лома и парашюты для бесперебойной работы на перевалки угля. Необходимые кадры мы можем черпать из состава наших батальонов. Есть прекрасные бригадиры как Зуев, Костяев, которые выросли на работе и их можно выдвинуть в стивидоры. Надо также организовать техминимум для грузчицких бригад батальонов и дать им элементарные понятия погрузо-разгрузочных работ.
…
Стр. 34 (на обороте) из выступления Разумянского «в июле 1942г. проработано 1945 вагонов из них 595 вагонов с простоями 135 часов».
Стр. 39. Протокол №8 от 24 мая 1942г. упоминаются причалы № 1 и 2 для приема каравана, и что секретарь парторганизации порта Разумянский.
Стр. 48. Протокол №11 совместного общего собрания партийного и комсомольского Молотовского морторгпорта и 583 рабочей строительной колонны от 14.08.1942г. Присутствовало – 19 членов ВКП(б), кандидатов – 10,членов ВЛКСМ – 14. Председатель собрания Тростянецкий, Секретарь – Белый.
Повестка дня: 1. О предстоящей работе порта (доклад Грищенко, содоклад бригады по проверке (докл. Авербух).
Высказались: тов. Давидович отмечает, что последнее время в отрядах батальона уменьшилось количество людей, что, естественно, не допустимо, необходимо, чтобы бригада состояла минимум из 15 человек. Нужно добиться того, чтобы пароход обрабатывал один отряд. Для большей оперативности в работе считаю целесообразным перевести коммерческий отдел на участок и сдачу в обработку судов грузчикам аккордно, что, естественно, явится стимулом в работе.
Орс плохо расплачивается, в столовой большие очереди, обед длится полтора — два часа, в предстоящей работе такое явление терпимо быть не может.
Стр. 50 Протокол №12 открытого собрания 12.09.42г., присутствовало 15 членов, 8 кандидатов, 10 комсомольцев, 45 без партийных.
Стр. 53 Протокол №13 от 20.11.42г. объединенного закрытого партсобрания порта и №583 ОРСК.
Присутствовало 22 человека ВКП(б) и 9 кандидатов.
Повестка дня: 1. Итоги обработки сентябрьско — октябрьского Каравана (докладчик начальник порта Грищенко). В выступлении Суворова упоминаются: работы на 4-м причале; недостатки в работе такие. как отсутствие кранов для тяжеловесов и несвоевременная подача ж/д вагонов, а также о работе отряда, прибывшего из Мурманска, на причале номер 1.
- Приказ по управлению Архангельского морского торгового порта №328 от 08.12.1941г. (стр. 17) подписал начальник порта Бейлисон на 8 человек, прибывших из Батуми. При создании Агентства порт остается приписным в Молотовске.
- В Приказе № 318 от 29.11.1941г. (стр. 4): Ильин Борис Александрович зачисляется руководителем финансовой группы Молотовского приписного порта с 29.11, а в приказе 332 от 9.12.1941г. (стр. 21) Гречкин П.К. зачисляется с 4.12.41г. начальником финансовой части приписного Молотовского порта с зарплатой 1100 рублей в месяц.
3 В приказе №330 от 09.12.41г.: Ильин уточняется с 29.11.1941г. руководителем финансовой группы бухгалтеров.
- Приказ №5 от 12.12.1941г. по Молотовскому торговому порту подтверждает, что не все выдерживали испытательный срок и была уволена Томе… Антонина Александровна как не соответствующая специальности приемосдатчика порта (приказы писались на б/у документах стратки).
5 Приказом №10 от 29.12.1941г. зачислены старшими машинистами паровых ж/д кранов с окладом 570 рублей переданные штаты заводом 402: Костусов, Ильинский Е.Г., Усов Л.Ф., Птицын, Осетрова В.М.
- Приказ №12 от 28.12.1941г. зачислены 6 трактористов и бригадир.
- Приказ №11 от 23.13.1941г. об организации в системе агентства при погрузочных участках; №2 участок №1 начальник участка Деев А.А. №3 участок №2 начальник Кусин; №4 участок №3 Адеева.
8 Приказ от 03.01.1942г. (стр 50) о командированных народным комиссариатом морского флота СССР товарищем Дукельским работников Одесского порта.
- В приказе №33 от 16 января 1942г. упоминается контора порта во главе с капитаном порта Осиповским И.А. с окладом 1 100 рублей и старший надзиратель Николаев Н.В. с окладом 550руб., а также в транспортной группе старшие машинисты Птицын С.А.; Колосов; Ильинский Я.Г.; Усов Л.Е. и еще Евсютин и Остров В.Н., упоминается зам нач. III-го участка Причерт М.Ф. с окладом 900 руб. и лоцман Ангаров.
- В приказе №58 от 16.02.1942г. упоминается отличная работа в морозы при загрузке в суда угля объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку ст. машинисту ж/д крана Усову Л.Е. и машинисту Мурзиной (стр 90).
- В приказе №61 от 17.02.1942г. (стр. 91) указывается об откомандировании трактористов в свои МТС в связи с оказанием работ в порту: Никулина и Галкина в Хозминский Вельского района; Кононова и Котова в Молодарский Устьянского района, Молехова — в Усть Падинский Ровдинского района, Притыкина и Антолаенкова — в Товринский Коношского района.
«Утверждаю»
Начальник морторгпорта /Грищенко/
«___» _______ 1942г.
АКТ
г. Молотовск, II-ой причал порта
24 апреля, мы, нижеподписавшаяся комиссия Молотовского торгового порта, в лице начальника механизации Цейтлина Г.И., старшего механика Юрьева Б.С., см. механика Субботника Е.В., машинистов Бычихина Н., Птицына С.А., составила настоящий акт в том, что прибывшие из Архангельского порта в Молотовский порт полноповоротные паровые краны фирмы «Osgod» Америка за №6 и №9 смонтированы и опробованы силами отдела механизации Молотовского порта. Котлы кранов предъявлены инспекции регистра для внутреннего и наружного освидетельствования, а также произведено в их присутствии гидравлические испытание, проба и регулировка всей арматуры котлов под парами, на что имеются акты инспектора регистра. Главные паровые поворотные машины, поворотные механизм работают хорошо, стука и нагревания в трущихся частях не наблюдается, доступ смазки достаточный.
Все паропроводы, водопроводы и трубки для смазки работают хорошо, пропусков нет.
Краны прошли с I до II причала своим ходом расстояние в 500 метров, после чего произведено испытание кранов в присутствии инспектора регистра на устойчивость путем назначения соответствующих грузов, при разных вылетах стрелы, на что имеется акт испытания.
Поэтому комиссия считает монтаж и испытание кранов оконченным на хорошо, краны с сего числа считать переданными в эксплуатацию с машинистами, участвовавшими в монтаже и испытаниях кранов.
Комиссия: Нач. отд. механизации
Ст. механик
См. механик
Ст. машинист
Ст. машинист
06.02.2025, областной архив на Шубина
ГААО «Архангельский морской торговый порт»
Фонд 340, оп 1, д.3160 «Разное оборудование за 44 – 45 гг.»
Стр.1 Акт г. Молотовск II-ой причал порта от 30.11.1942г. о вводе двух полноповоротных гусеничных паровых кранов фирмы «Osgod» Америка за №6 и №9
Стр. 12 Справка от июля 1944г.; смонтированные ж/д краны фирмы «Ортон» на заводе №402 8 штук вступили в эксплуатацию с 01.03.1944г. – один из них зав. №43304 передан Молотовскому порту (гл. инж. Лукошков)
Продолжение приложения
Из городского архива фонд 135, оп. 1, д. 1, стр. 221-224 список работников Молотовского торгового порта на 25 июня 1942 года
Продолжение 3 приложения
Из городского архива фонд 135, опись 1, дело 1
О насыщении техникой и оборудованием торгового порта Молотовска в 1942 году
О насыщении торгового порта Молотовска в 1942 году специалистами
Об одежде специалистов торгового порта Молотовска в 1942 году
О работе транспорта торгового порта Молотовска в 1942 году
О надбавках специалистам торгового порта Молотовска в 1942 году