Ответы на вопросы депутата АОСД от Северодвинска (фракция КПРФ) Микляева А.К. к отчёту Губернатора о деятельности Правительства Архангельской области в 2020 году

Вопрос 85 (Микляев А.К.): Предлагаем в отчете отразить выполнение Плана мероприятий с государственными программами Архангельской области и участие в их исполнении органов местного самоуправления муниципальных образований с отражением средств областного бюджета, федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетных и внебюджетных фондов, а также привлеченных частных инвестиций.

Ответ: В соответствии с Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области от 10.07.2012 № 299-пп (далее — Порядок):

  • ответственные исполнители государственных программ Архангельской области (далее — государственная программа) представляют в министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее — министерство) отчет о реализации государственной программы по итогам года в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, в котором отражены сведения об использовании бюджетных ассигнований и выполнении мероприятий;
  • после мониторинга и оценки эффективности реализации государственных программ министерством отчеты вносятся на рассмотрение заседания Правительства в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом;
  • ежегодно министерство готовит и представляет на заседании Правительства Архангельской области сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ, в котором отражены сведения о выполнении мероприятий государственных программ, об использовании бюджетных ассигнований и иных средств, направленных на реализацию государственных программ, а также о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей государственных программ за отчетный год.

После рассмотрения на Правительстве Архангельской области сводный годовой доклад направляется в Архангельское областное Собрание депутатов.

Вместе с тем в настоящее время в министерстве имеется информация по финансированию государственных программ за 2020 год в разрезе финансирования за счет областных и федеральных средств.

Вопрос 86 (Микляев А.К.): Насколько эффективна или неэффективна была работа Правительства области по общим показателям социально- экономического развития регионов страны в 2020 году?

Ответ: Социально-экономическая ситуация в Архангельской области в 2020 году характеризовалась как положительными, так и отрицательными тенденциями.

Позитивные тенденции:

  • инвестиции в основной капитал за январь сентябрь 2020 года по отношению к аналогичному периоду 2019 года выросли на 19,4 %;
  • ввод в действие жилых домов увеличился на 9,5 %, в том числе индивидуальное жилищное строительство на 20,2 %;
  • в сельском хозяйстве валовой надой молока вырос на 7,7 %; производство яиц увеличилось на 4 %;
  • в промышленности выросли объемы в производстве напитков — на 21,1 %;
  • в целлюлозно-бумажном производстве прирост составил 11,8%, при этом производство целлюлозы возросло на 9,7               %, производство бумаги
  • и картона — на 12,2 %;
  • индекс физического объема в судостроении вырос на 2,8 %;
  • среднемесячная заработная плата (номинальная) за январь — ноябрь 2020 года возросла к уровню января — ноября 2019 года на 5,1 % и составила 51 140,9 рублей;
  • реальная заработная плата увеличилась на 1,4 %;
  • средний размер назначенной пенсии по данным на начало IV квартала 2020 года вырос на 5,8 %: до 18 696 рублей, против 17 660 рублей в 2019 году. Прирост реального размера пенсий составил 2 %;
  • за январь-октябрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза сократился миграционный отток населения.

В числе негативных тенденций отмечается:

  • снижение общего индекса промышленного производства на 3,2 % (в том числе, снижение объемов производства в добывающем секторе — на 26 %);
  • оборот розничной торговли снизился на 0,6 %;
  • объем платных услуг населению снизился на 24,2 %;
  • оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизился на 21,8 %.

Правительством Архангельской области в части минимизации экономических последствий введения ограничительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 было реализовано следующее:

  • С 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. снижена налоговая ставка при применении УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы с 6 до 4 % для всех категорий налогоплательщиков.
  • На 2020 год снижена с 15 до 8 % налоговая ставка при применении УСН для ряда налогоплательщиков. На сессии АОСД 16 декабря 2020 г. принят областной закон, продлевающий данные условия на 2021 г.
  • Установлена налоговая льгота в виде снижения потенциально возможного к получению годового дохода по соответствующему виду предпринимательской деятельности до 1 рубля.
  • В среднем в 2 раза в 2020 году снижена ставка по налогу на имущество организаций (общее количество налогоплательщиков, которые могут воспользоваться льготами, составляет более 20 тыс.).

Принят областной закон о введении на территории Архангельской области с 1 июля 2020 г. нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: «самозанятым» гражданам предоставлено право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.

Принят областной закон, предусматривающий внесение изменений в действующее областное законодательство регулирующее применение ПСН: в целях недопущения роста налоговой нагрузки на субъекты МСП в связи с предстоящей отменой с 1 января 2021 г. ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Разработаны нормативно-правовые акты (постановление Правительства Архангельской области от 7 апреля 2020 г. № 167-пп и постановление Правительства Архангельской области от 14 апреля 2020 г. № 199-п), в соответствии с которыми предоставлена отсрочка по уплате арендной платы по договорам аренды государственного имущества на срок до 1 октября 2020 г., снижена арендная плата субъектам МСП по договорам аренды государственного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, до 1 рубля за 1 кв. метр площади, начиная с даты введения режима повышенной готовности до его окончания.

Подготовлено постановление Правительства Архангельской области от 14 апреля 2020 г. № 200-пп «О предоставлении отсрочки по уплате субъектами предпринимательской деятельности налоговых платежей в областной бюджет», в соответствии с которым продлены сроки уплаты региональных налогов (авансовых платежей) для отрасли «растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях», включенной в расширенный на уровне региона перечень пострадавших отраслей.

Дополнительно следует отметить, важным инструментом социально- экономического развития регионов является реализация национальных проектов. Архангельская область активно участвует в реализации национальных проектов, направленных на улучшение демографической ситуации, развитие инфраструктуры, создание комфортной городской среды и внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, с целью улучшения качества жизни граждан.

Что касается оценки эффективности работы Правительства Архангельской области в целом, то в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Указ № 68) оценка эффективности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будет проводится по перечню из 20 показателей.

В соответствии с пунктом 5 Указа № 68 Правительство Российской Федерации ежегодно (до 1 июня) при участии комиссий Государственного Совета Российской Федерации по соответствующим направлениям формирует доклад о достигнутых субъектами Российской Федерации за отчетный период (прошедший год) фактических значениях (уровнях) показателей, предусмотренных Указом № 68 и представлять Президенту Российской Федерации.

Таким образом, отмечаем, что оценка эффективности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации.

Вопрос 87 (Микляев А.К.): Удалось ли достичь прироста инвестиций на 9 процентов и какие крупные инвестиционные проекты разрабатываются и реализуются в настоящее время?

Ответ: Объем инвестиций в основной капитал за январь — сентябрь 2020 года в экономику Архангельской области составил 62,9 млрд, руб., что на 19,4 % выше аналогичного периода прошлого года.

Объем инвестиций в основной капитал за январь — сентябрь 2020 года в экономику Архангельской области (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 48,8 млрд, рублей, что на 30,4 процента выше аналогичного периода прошлого года.

В настоящее время на территории Архангельской области реализуются 11 крупных инвестиционных проектов, из которых 3 — в моногородах.

Общий объем инвестиций от реализации проектов в экономику региона составит порядка 193,4 млрд, рублей. В результате реализации инвестиционных проектов предполагается создать порядка 6,3 тыс. рабочих мест.

Это проекты в сфере лесопромышленного комплекса, добычи полезных ископаемых, рыболовства, сельского хозяйства и здравоохранения.

Наиболее крупными инвестиционными проектами Архангельской области являются:

«Организация современного лесоперерабатывающего комплекса полного цикла в Архангельской области на базе ООО «Группа компаний «УЛК». Инициатор проекта ООО «Группа компаний «УЛК», сроки реализации 2017-2023 гг., общий объем планируемый инвестиций 28 345,7 млн. рублей, предполагается создание 2230 рабочих мест;

«Горно-обогатительный комбинат на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова», инициатор проекта ПАО «Севералмаз», сроки реализации 2016-2067 гг., общий планируемый объем инвестиций 73 400,0 млн. рублей, из них все средства собственные, предполагается создание 2 100 рабочих мест;

«Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения свинцово-цинковых руд «Павловское» и портового комплекса, остров Южный архипелага Новая Земля, добыча, обогащение руд цветных металлов», инициатор проекта АО «Первая горнорудная компания», сроки реализации 2016-2037 годы, общий планируемый объем инвестиций 35 500,0 млн. рублей, предполагается создание 750 рабочих мест;

«Строительство и приобретение рыболовных судов», инициатор проекта АО «Архангельский траловый флот», сроки реализации 2018-2021 годы, общий планируемый объем инвестиций 16 148,2 млн. рублей, предполагается создание 352 рабочих мест;

«Создание производственно-логистического комплекса для хранения имущества Вооруженных сил Российской Федерации на основе концессионного соглашения» в муниципальном образовании «Город Архангельск», инициатор проекта ООО «ПЛК Архангельск», сроки реализации 2019-2022 годы, общий планируемый объем инвестиций 15 000,0 млн. рублей, предполагается создание 500 рабочих мест;

«Реконструкция производства картона», инициатор проекта АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», сроки реализации 2008-2020 годы, общий планируемый объем инвестиций 17 542,1 млн. рублей, создание новых рабочих мест не предполагается.

Также необходимо отметить о реализации ООО «Аквилон-Инвест Северодвинск» масштабного инвестиционного проекта «Квартал 100 в г. Северодвинске» в сфере жилищного строительства, в рамках которого запланировано строительство жилых помещений с общей площадью не менее 46 тыс. кв. метров, строительство детского сада и объекта благоустройства рекреационной зоны с последующей безвозмездной передачей объектов в муниципальную собственность, общей стоимостью 2 230 млн. рублей, период реализации 2020-2027 г.

Вопрос 88 (Микляев А.К.): Какие муниципальные образования региона смогли достигнуть роста собственных доходов и улучшения социально-экономического развития и какие меры принимались по неперспективным?

Ответ:

Справка об исполнении по налоговым и неналоговым доходам местных бюджетов на 1 января 2021 года, тыс. рублей

Муниципальные образования Консолидированные бюджеты муниципальных образований
исполнено на

01.01.2021

исполнено на

01.01.2020

изменение 2020 г. к 2019 г.
А 1 2 3=1/2
Вельский муниципальный район 500 999 495 520 101,1%
Верхнетоемский муниципальный район 107 040 107 854 99,2%
Вилегодский муниципальный район 85 106 90 834 93,7%
Виноградовский муниципальный район 132 480 130 399 101,6%
Каргопольский муниципальный район __________________________ 166 495 164 429 101,3%
Коношский муниципальный район 188 251 190 755 98,7%
Котласский муниципальный район 209 676 217 844 96,3%
Красноборский муниципальный район 101 894 106 961 95,3%
Ленский муниципальный район 168 615 152 626 110,5%
Лешуконский муниципальный район 55 902 58 329 95,8%
Мезенский муниципальный район 210 063 209 353 100,3%
Няндомский муниципальный район 265 891 271 805 97,8%
Онежский муниципальный район 234 150 254 859 91,9%
Пинежский муниципальный район 215 339 206 809 104,1%
Плесецкий муниципальный район 362 458 377 881 95,9%
Приморский муниципальный район 464 258 464 624 99,9%
Устьянский муниципальный район 286 866 352 934 81,3%
Холмогорский муниципальный район 195 070 190 159 102,6%
Шенкурский муниципальный район 93 203 101 498 91,8%
Город Архангельск 5 215 184 5 238 368 99,6%
Северодвинск 3 680 122 3 730 023 98,7%
Котлас 830 083 824 727 100,6%
Город Новодвинск 383 877 409 394 93,8%
Г ород Коряжма 452 271 451 349 100,2%
Мирный 539 244 559 454 96,4%
Новая Земля 107 253 100415 106,8%
ИТОГО по территориям 15 251 790 15 459 203 98,7%

 

Как видно из таблицы, рост собственных доходов был в следующих муниципальных образованиях: Вельский, Виноградовский, Каргопольский, Ленский, Мезенский, Пинежский, Холмогорский муниципальные районы, города Северодвинск, Новодвинск, а также Новая Земля.

В результате проведения комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по итогам 2019 года, министерством экономического развития Архангельской области был подготовлен сводный доклад.

Улучшение социального-экономического развития муниципальные образования смогли достичь по следующим показателям:

  • Экономическое развитие:

Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе. Рост данного показателя отмечен в 6 муниципальных образованиях: Вельский район — 100% (2018 год — 86%), Пинежский район — 100% (2018 год — 67%), Приморский район — 75% (2018 год — 50%), Виноградовский район — 67% (2018 год — 33%), Плесецкий район — 100% (2018 год — 50%), Холмогорский район — 40% (2018 год — 20%).

  • Общее и дополнительное образование:

Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы. Коряжма — 93% (2018 год-84%).

  • Физическая культура и спорт:

Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Виноградовский район — 50% (2018 год — 30%), Приморский район — 37% (2018 год — 24%).

  • Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем:

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, гектаров. Котласский район — 12,1 га. (2018 год — 7,5 га.), Плесецкий район — 7,8 га. (2018 год — 5,0 га.), Новая Земля — 2,0 га. (2018 год — 0,0 га.).

  • Жилищно-коммунальное хозяйство:

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Красноборский район — 21,7% (2018 год — 5,1%), Коношский район — 18,0% (2018 год — 9,2%), Приморский район — 15,9% (2018 год — 9,8%).

К мерам, принимаемым для улучшения социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области, можно отнести предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Архангельской области, распределяемые между муниципальными районами (городскими округами) Архангельской области на конкурсной основе.

Перечень субсидий в разрезе государственных программ приведен в таблице:

Государственная программа Субсидии
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области субсидии на поддержку садоводческих и огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан
субсидии на софинансирование мероприятий по проведению кадастровых работ и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения
Защита населения и территорий Архангельской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах субсидии на приобретение и установку автономных дымовых пожарных извещателей
субсидии на оборудование источников наружного противопожарного водоснабжения
укрепление материально-технической базы и развитие противопожарной инфраструктуры в муниципальных образовательных организациях
Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области субсидии на реализацию мероприятий по оказанию финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения
субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях
субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий
субсидии на обеспечение комплексного развития сельских территорий
Культура Русского Севера субсидии на реализацию общественно значимых культурных мероприятий в рамках проекта «ЛЮБО- ДОРОГО»
субсидии на реализацию мероприятий по поддержке отрасли культуры субсидии на оснащение детских школ искусств Архангельской области по видам искусств музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами субсидии на реализацию мероприятий по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту учреждений культурно-досугового типа в сельской местности субсидии на мероприятия по реализации приоритетных проектов в сфере туризма субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек субсидии на ремонт и приспособление помещений для хранения архивных фондов муниципальных образований Архангельской области субсидии на ремонт зданий муниципальных учреждений культуры субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств субсидии на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Архангельской области и подписку на переодическую печать субсидии на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры муниципальных образований Архангельской области в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» субсидии на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек субсидии на подготовку и проведение празднования исторических памятных дат муниципальных образований Архангельской области

Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей
Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области субсидии на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (за исключением остатков средств областного бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года)
Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области субсидии на обустройство и модернизацию плоскостных спортивных сооружений муниципальных образований субсидии на обустройство и модернизацию объектов городской инфраструктуры, парковых и рекреационных зон для занятий физической культурой и спортом субсидии на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности субсидии на обеспечение уровня финансирования муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки субсидии на мероприятия по поддержке проведения муниципальных мероприятий по работе с молодежью субсидии на поддержку деятельности муниципальных учреждений по работе с молодежью

субсидии на поддержку муниципальных учреждений по работе с молодежью в целях обеспечения деятельности методических площадок

субсидии на софинансирование мероприятий, отраженных в муниципальных программах по работе с молодежью субсидии на поддержку деятельности и создание ресурсных центров для молодежи и ресурсно­информационных центров

по поддержке деятельности молодежных добровольческих объединений в муниципальных образованиях

субсидии на проведение регионального форума «Поморские дни карьерной навигации» и его выездных площадок

субсидии на мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и допризывной подготовке молодежи в муниципальных образованиях по компенсации части затрат на организацию международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий патриотической направленности

субсидии на капитальный ремонт объектов муниципальных образований Архангельской области, используемых для целей военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе, а также для организации мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу субсидии на мероприятия по содействию трудоустройству несовершеннолетних граждан на территории Архангельской области субсидии на обустройство и восстановление воинских захоронений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 — 2024 годы»

Развитие имущественно­земельных отношений Архангельской области субсидии на проведение комплексных кадастровых работ
Развитие образования и науки Архангельской области субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом
субсидии на создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования
субсидии на оснащение образовательных организаций Архангельской области специальными транспортными средствами для перевозки детей
субсидии на капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных организаций
субсидии на создание и обеспечение деятельности технозон Детского Арктического Технопарка Архангельской области

в муниципальных образовательных организациях Архангельской области

субсидии на капитальный ремонт зданий муниципальных общеобразовательных организаций
субсидии на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций
субсидии на создание условий для вовлечения обучающихся

в муниципальных образовательных организациях в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма

субсидии на благоустройство территорий муниципальных общеобразовательных организаций
субсидии на реализацию мероприятий по актуализации и расширению экспозиции в историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова
Развитие транспортной системы Архангельской области субсидии на мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальных районах и городских округах Архангельской области
субсидии на мероприятия в сфере общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры
субсидии на модернизацию нерегулируемых пешеходных переходов, светофорных объектов и установку пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения
Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства

Архангельской области

субсидии в целях софинансирования мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, направленных на повышение качества питьевой воды, в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология»
субсидии в целях софинансирования мероприятий по разработке проектно-сметной документации на строительство

и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология», реализация которых планируется с привлечением средств федерального бюджета в рамках региональной программы Архангельской области «Чистая вода (2019 — 2024 годы)»

Совершенствование государственного управления и местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества субсидии на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Социальная поддержка граждан в Архангельской области субсидии на мероприятия в сфере общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры (в части субсидии местным бюджетам)
субсидии на реализацию мероприятий по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Архангельской области
Формирование современной городской среды в Архангельской области субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды

 

Вопрос 89 (Микляев А.К.): Какой объем экспортной деятельности и какая помощь оказывается экспортно ориентированным отраслям?

Ответ: Для Архангельской области характерна ярко выраженная экспортная ориентация с преобладанием внешнеторговых операций со странами дальнего зарубежья: экспорт составляет 89,8% от внешнеторгового оборота области, на страны дальнего зарубежья приходится 93,7% экспорта.

Объем экспорта Архангельской области за 2020 год составил 2,1 млрд, долларов США. По сравнению с 2019 годом произошло снижение экспорта на 12,5%. Доля Архангельской области в российском экспорте составила 0,62% (в 2019 году — 0,60%), доля несырьевых товаров в экспорте составила 56,4% (в 2019 году — 45,6%).

В рамках регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» оказывается содействие развитию экспортной деятельности на территории Архангельской области Центром поддержки экспорта автономной некоммерческой организации Архангельской области «Агентство регионального развития» (далее — ЦПЭ).

В течение 2020 года ЦПЭ были оказаны услуги (консультационные, информационные, помощь в создании сайтов, поиску зарубежного партнера, организация участия в выставках и бизнес-миссиях) 196 субъектов МСП, при содействии ЦПЭ было

заключено 29 экспортных контрактов, 31 субъект МСП выведен на международные электронные торговые площадки.

Также, в 2020 году ЦПЭ было организовано:

  • бизнес-миссия в г. Минск (из-за эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, других бизнес-миссий в течение 2020 года не было);
  • участие компаний Архангельской области в 9 международных выставках (в очном и заочном формате);
  • переговоры в формате ВЕС с торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах (Армения и Финляндия);
  • впервые был проведен региональный конкурс «Экспортер года» за 2019 год. Торжественная церемония награждения победителей проведена на базе АНО АО «Агентство регионального развития» в октябре 2020 года в онлайн-формате.

Кроме того, в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области была проведена работа по обеспечению участия региональных предприятий в квалификационном отборе производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, в целях получения государственной поддержки экспортной деятельности в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Всего министерством было рассмотрено, одобрено и направлено в Минпромторг России 7 заявок от 3 предприятий (ООО «Протон», ООО «Регион-лес», «Онежский ЛДК»), из них 4 были одобрены Минпромтором России, 3 отклонены по формальной причине. В начале 2021 года отклоненные заявки доработаны и направлены повторно на рассмотрение в Минпромторг России.

Помимо этого, при взаимодействии с региональными предприятиями-экспортерами выявляются проблемные вопросы по применению отдельных нормативно-правовых актов при организации экспортной деятельности. Далее формируются предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты в целях поддержки экспортоориентированных предприятий и увеличения объема несырьевого экспорта.

Так, в 2020 году в адрес Минпромторга России и Миндальвостокразвития России были направлены предложения рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. № 721 в части возможности применения временного декларирования необлагаемых вывозными таможенными пошлинами пиломатериалов и древесных гранул (пеллет), а также включение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496 возможности получения транспортной субсидии обособленными подразделениями организаций.

Кроме того, указанные предложения были рассмотрены и поддержаны в рамках заседания подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Промышленность».

Помимо этого, Правительством Архангельской области были поддержаны и направлены на федеральный уровень инициативы региональных предприятий по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2019 года № 191, предусматривающие перенос срока начала экспорта продукции для вновь создаваемых на территории РФ экспортноориентированных производств с декабря 2022 года на декабрь 2023 года, а также включение в перечень продукции, поддерживаемой в рамках данного постановления, древесно-топливных гранул (пеллет). Данные инициативы региона были поддержаны и внесены в новую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2019 г. № 191, утвержденную в августе 2020 года.

Вопрос 90 (Микляев А.К.): Какова эффективность федеральных бюджетных инвестиций?

Ответ: Архангельская область ежегодно принимает участие в федеральных программах, что позволяет привлекать значительные федеральные средства для достижения целей социально-экономического развития региона. Расходование средств федерального бюджета поступивших в областной бюджет осуществляется в рамках государственных программ Архангельской области, а также областной адресной инвестиционной программы.

Ежегодно министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области проводится оценка эффективности реализации государственных программ Архангельской области, которая является частью Сводного доклада о реализации и оценки эффективности государственных программ Архангельской области (далее — Сводный доклад). Ознакомиться со Сводным докладом можно на официальном интернет-портале Правительства Архангельской области в разделе «экономика» подраздел «программы»: https://dvinaland.ru/gov/iogv/minec/program/.

В рамках областной адресной инвестиционной программы на 2020 год предусмотрено финансирование объектов, главным распорядителем бюджетных средств по которым является министерство строительства и архитектуры Архангельской области, на общую сумму 2 046 млн. рублей.

На софинансирование объектов программы из федерального бюджета было привлечено свыше 6 248 млн. рублей, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) порядка 3 434 млн. рублей. В отчетном периоде израсходовано 4 852 млн. рублей средств федерального бюджета, 1 845 млн. рублей средств Фонда.

Привлеченные в отчетном периоде указанные средства позволили завершить реализацию следующих мероприятий:

  • введено в эксплуатацию 7-ми фельдшерско-акушерских пунктов: в дер. Копачево и дер. Хомяковская Холмогорского района, в дер. Никольская Шенкурского района, в дер. Осташевская Коношского района, в дер. Федотовская Котласского района, в пос. Волошка Коношского района, в пос. Глубокий Устьянского района (30.12.2020);
  • приобретен фельдшерско-акушерский пункт в пос. Зеленый Бор Вельского района (24.12.2020);
  • получено разрешение на ввод в эксплуатацию 11 -ти детских садов в Архангельской области;
  • завершены работы по устройству вентилируемых фасадов 10-ти многоквартирных домов в г. Мирный Архангельской области (в 2021 году реконструкция зданий жилищного фонда продолжится);
  • в рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы введено в эксплуатацию 13 жилых домов;
  • приобретено 6 квартир общей площадью 353,5 кв. метров в многоквартирных домах в Коношском муниципальном районе;
  • завершено строительство лыжной базы в г. Северодвинске Архангельской области (25.12.2020);
  • введен физкультурно-оздоровительный комплекс в территориальном округе Варавино-Фактория муниципального образования «Город Архангельск» (30.12.2020);
  • введен III этап второй очереди реконструкции аэропортового комплекса «Соловки», о. Соловецкий, Архангельская область (04.12.2020);
  • завершено строительство центра культурного развития на 120 мест в с. Ильинско- Подомское Вилегодского района Архангельской области (20.11.2020).

Вопрос 91 (Микляев А.К.): На сколько снизила система образования кадровый голод и численность безработных?

Ответ: Одним из механизмов снижения уровня безработицы является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Это позволяет гражданам повысить имеющуюся квалификацию, получить новые компетенции для дальнейшего трудоустройства. Для безработных граждан эта государственная услуга предоставляется бесплатно, в период обучения граждане получают стипендию в размере причитающего им пособия по безработице. В 2019 году профессиональное обучение прошли 2260 безработных граждан, в 2020 году обучено 1787 безработных граждан. По данным статистики более 60 процентов граждан, завершивших обучение, находят работу в течение месяца. Это, безусловно, оказывает влияние на уровень безработицы в сторону его снижения.

Вопрос 92 (Микляев А.К.): Какова обеспеченность населения местной сельскохозяйственной продукцией?

Ответ: Архангельская область относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с этим, поэтому по большинству товарных групп является завозной.

Для обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды и внедрения современных форматов торговли на территории области реализуется государственная программа «Развитие торговли в Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 460-пп. Одним из мероприятий государственной программы, является реализация мер по поддержке региональных сельхозтоваропроизводителей, которая предусматривает пять направлений по реализации продукции сельхозтоваропроизводителей на территории Архангельской области.

  • Через розничную сеть.

С целью удовлетворения покупательского спроса, в поддержку и развитие региональных производств, министерством проводится работа с розничными торговыми сетями о выделении категории «продукция региональных производителей» и увеличения данной продукции в товарном ассортименте (ассортиментной матрице), положительные примеры есть в магазинах торговых сетей «Петровский», «Мармелад», «Макси», «Лента», «Пятерочка».

Региональные и федеральные торговые сети активно сотрудничают с товаропроизводителями, в отчетном году состоялись три торгово-закупочные сессии в формате онлайн с федеральными торговыми сетями. Также, вопросы о популяризации продаж продукции, произведенной в регионе обсуждаются на постоянной основе, в том числе и на общественных площадках (Конференция по малому предпринимательству; Маргаритинская ярмарка, Региональный Торговый форум), в которых участвуют представители розничных торговых сетей и поставщиков товаров. Участники мероприятий обсуждают особенности заключения контрактов при поставке произведенной продукции в регионе, требований к упаковке и маркировке товаров, минимальным объемам партий. Представители федеральных и региональных торговых сетей выражают готовность помогать региональным товаропроизводителям в продвижении их продукции.

В 2020 году доля продукции товаропроизводителей Архангельской области в общем объеме товаров в розничных торговых сетях составила 39 процентов, в том числе в федеральных — 8,9 процентов, в региональных — 24,2 процентов.

  • На розничных рынках.

Во исполнение Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ                     о розничных рынках, в Архангельской области приняты нормативные правовые акты, устанавливающие требования к работе рынков. Областным законом от 23.05.2007 № 359-18-03 о реализации государственных полномочий Архангельской области по организации розничных рынков на территории Архангельской области для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями на сельскохозяйственном рынке установлено не менее 50 процентов от общего количества торговых мест.

В Архангельской области осуществляют свою деятельность три розничных рынка: один сельскохозяйственный — в Архангельске и два универсальных в Северодвинске и Котласе. На рынках предоставляются социальные ряды — места для продажи товаров с приусадебных участков, даров леса, а также места для региональных товаропроизводителей на льготных условиях. Общее количество мест торговли на рынках — 351 единиц, из них для региональных товаропроизводителей предусмотрено 138 мест.

Реестр розничных рынков Архангельской области и информация о наличии на них свободных торговых мест размещены на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

  • Через нестационарные торговые объекты.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, где предусмотрены места для размещения объектов торговли региональных товаропроизводителей.

Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена во всех городских округах и муниципальных районах Архангельской области, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и предусматривает более 60 процентов торговых объектов субъектов малого и среднего бизнеса (сельхозтоваропроизводители, фермеры). В схемы включены объекты торговли по продаже социально значимых товаров: хлеба и хлебобулочных изделий, мяса, рыбы, молока и молочной продукции, овощей и фруктов, а также журналов, цветов и изделий народных промыслов.

На территории Архангельской области по состоянию на 01.01.2021 осуществляют свою деятельность 1415 нестационарных торговых объектов, в том числе реализацию региональной продукции осуществляет 541 объект.

  • На выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Распоряжением министерства ежегодно утверждается План выставочно­ярмарочных мероприятий, организуемых исполнительными органами государственной власти Архангельской области и администрациями муниципальных образований Архангельской области.

В 2020 году проведено 218 выставочно-ярмарочных мероприятий, что на 4 единицы больше 2019 года, доля сельскохозяйственных ярмарок составила 77 процентов или 165 ярмарок.

На территории города Архангельск постоянно действуют универсальные, сельскохозяйственные, специализированные площадки по продаже продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, в том числе региональных товаропроизводителей: на территории ООО «Центральный рынок» (просп. Ч. Лучинского, 2), УК «Терехина, 5» (пл. Терехина, 5), Архангельская областная организация «Динамо» (ул. Садовая, 8), ярмарка ИП Сырова Т.С. (ул. Воскресенская, 93, к.2).

  • Поставка продовольственных товаров сельхозтоваропроизводителями в бюджетную сферу региона.

Обеспечение сопровождения мониторинга ситуации по закупке продовольствия от региональных сельхозтоваропроизводителей (картофеля, молока и молочной продукции, овощей) в бюджетную сферу Архангельской области министерством осуществляется с 2009 года в разрезе бюджетных учреждений, подведомственных городским округам и муниципальным районам, а также министерства здравоохранения Архангельской области, министерства образования и науки Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.

С 2012 года сбор информации по закупкам продовольственных товаров в бюджетную сферу организован в комплексной информационно-аналитической системе (КИАС), а это 602 организации бюджетной сферы: дошкольные (133); общеобразовательные (314); профессиональные учреждения (9); детские дома (45); школы-интернаты (8): больницы (58); психоневрологические интернаты (17); центры обслуживания населения (18) и др. Анализ проводится по продукции, которая производится в большей степени на территории Архангельской области, а именно: картофель, овощи, молоко и яйцо.

За последние три года отмечена положительная динамика по доле поставляемой продукции в бюджетную сферу Архангельской области от региональных производителей.

Вопрос 93 (Микляев А.К.): Перечислите основных плательщиков налога на прибыль в консолидированный бюджет области

Ответ: Основные плательщики налога на прибыль в 2020 году:

  • АО «ПО «Севмаш»;
  • ООО СК «Русвьетпетро»;
  • ООО «МРТС-Строймонтаж»;
  • АО «Межрегионтрубопроводстрой»;
  • ООО «Зарубежнефть-Добыча Харьяга»;
  • ПАО «Лукойл»;
  • АО «Архангельский ЦБК».

Вопрос 94 (Микляев А.К.): Как рассматривается вопрос по восстановлению учреждений типа «медвытрезвитель»?

Ответ: Медицинская помощь лицам, находящимся в состоянии опьянения, оказывается в государственных медицинских организациях Архангельской области в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия- наркология, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1034н» (далее — Порядок). Изоляция лиц, находящихся в состоянии опьянения, и их содержание в медицинских организациях до вытрезвления не предусмотрены действующим законодательством и утвержденным Порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, реализуется порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации, создания специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам.

Правила организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

По поручению Правительства Архангельской области министерством здравоохранения Архангельской области совместно с исполнительными органами государственной власти Архангельской области планируется создание рабочей группы для выработки согласованной позиции по вопросу создания на территории Архангельской области специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Вопрос 95 (Микляев А.К.): Создание генеральной схемы развития сети лесных (технологических) дорог Архангельской области, привязанных к дорогам общего пользования с двух сторон.

Ответ: Карта-схема местоположения объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в лесах, транспортной доступности освоения лесов, обеспеченности транспортными путями Архангельской области, размещена в Лесном плане Архангельской области по ссылке — https://yadi.Sk/d/JTEFWhx_HXrwTA.

Постановлением Правительства Архангельской области от 21.04.2020 № 217-пп утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области.

Графическая информация сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения отражена на интерактивной карте, размещенной на официальном сайте ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» www.ador.ru.